Главные культурные и политологические ошибки в речи Владимира Путина

«Государство на то и существует, чтобы обеспечить интересы большинства». Владимир Путин, премьер-министр РФ

Вообще-то нормальное государство существует, чтобы не допустить ущемлений интересов меньшинства, но тот, чьи знания базируются на марксистко-ленинской философии, может этого не знать. История ХХ в. прекрасно показывает, что случается, когда государство прикрывается интересами большинства. В Германии нацисты сначала избавлялись от коммунистического и еврейского меньшинства, потом взялись и за тех, кто поначалу входил в благонадежное большинство. В России ради рабочих и крестьян большевики сначала уничтожали меньшинство – помещиков и капиталистов. Потом пришла очередь соратников по партии, потом тех, кто с ними связан, затем сажали уже всех подряд, объясняя это высшей целью – защитой советской власти. После ради спокойствия большинства травили Бориса Пастернака, автора во всех смыслах антибольшевистского романа «Доктор Живаго», а затем и Владимира Высоцкого, о котором Путин тоже вспомнил во время общения с народом.

Я не знаю, специально ли Путин, говоря о Ходорковском: «Я, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме», – не назвал по имени Глеба Жеглова, а сослался на Высоцкого, который в народном сознании остается легендарной фигурой. Но, решив в очередной раз показать себя крутым, он выставил себя профаном. Во-первых, Жеглов при всем своем профессионализме не прав: Груздев, который, по словам Жеглова, и должен сидеть в тюрьме, – не вор и не убийца и в итоге был освобожден. Во-вторых, в своем творчестве Высоцкий выступал против тех, кто считает свое мнение истиной в последней инстанции, а себя – вправе распоряжаться чужими судьбами по собственному усмотрению. А именно так, по всему видно, считает про себя Путин.

Наконец, поскольку, как стало ясно после истории с Юрием Шевчуком (очень близким Высоцкому по духу), Владимир Владимирович не очень разбирается в вопросах культуры, хочу напомнить. Фильм «Место встречи изменить нельзя» снят по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». И носителем главной идеи является не только не Жеглов, но даже и не в полной мере Шарапов, а тихий старичок в исполнении Зиновия Гердта, убеждающий милиционеров, что после всей этой грязи, крови и ужаса наступит та самая эра милосердия.

И непонятно, почему Путин не способствовал отправке в тюрьму тех, кто так обогатился в его правление, – воров в погонах, госкомпаниях, чиновничьих креслах. Или они теперь и составляют большинство, которое нужно защищать?