Наше «мы»: Рейтинг и кетчуп

Читателям, чье внимание привлекают данные «Левада-центра», в частности так называемые рейтинг Медведева и рейтинг Путина (75 и 79% соответственно по состоянию на последнюю декаду декабря), полезно знать, каково происхождение этих данных. Международно признанную стандартную технологию получения таких результатов принес в нашу страну Борис Андреевич Грушин. Вместе с Татьяной Ивановной Заславской, а далее с участием Юрия Александровича Левады они создали в 1987 г. Центр изучения общественного мнения. Ядро этого коллектива ныне образует «Левада-центр», оттуда же ведут происхождение и многие другие крупные агентства в России и других бывших республиках СССР. Все они пользуются едиными методиками выборочного опроса, что дает возможность сопоставления и взаимного контроля публикуемых результатов. «Левада-центр» для своих регулярных общероссийских исследований пользуется выборкой в 1600 человек, которые репрезентируют все население РФ в возрасте 18 лет и старше. То, что мысли 100 млн можно узнать из опроса полутора с небольшим тысяч, вызывает у многих сомнения. Но стоит вспомнить, что состав воды в океане узнают по пробам в несколько миллилитров. Важно, чтобы в выборке соотношение людей по полу и возрасту, образованию и месту проживания точно воспроизводило то, которое имеется в обществе на сегодняшний день. Во всем мире для таких целей используются выборки сходных размеров. И, что гораздо важнее, везде используются единые статистические процедуры для их формирования. Здесь мы на уровне мировых современных стандартов. Но мир перешел к опросам по телефону, а в нашей стране остается нетелефонизированной значительная доля населения. Это вынуждает нас на этапе собственно опроса оставаться при методиках первой половины прошлого века: к попавшим в выборку респондентам представители «Левада-центра» приходят на дом и опрашивают их в режиме личного интервью по стандартному вопроснику. (В случаях отказов или отсутствия респондентов их заменяют лицами с такими же социально-демографическими характеристиками.) Это дорого и долго.

Многих интересует, однако, не технология, а вопрос о том, кто проплатил публикуемые нами результаты, в частности – те самые рейтинги Медведева и Путина. Прежде всего разочаруем: в нашем случае это оплатили не названные лица, не их сторонники и не их оппоненты. Это сделали множественные и не знающие друг друга заказчики совсем других опросов. Наш центр, как и ряд других, осуществляющих аналогичные исследования по общественно значимой тематике, проводит подобные опросы на средства, полученные не от политических, а от маркетинговых проектов. Отношение россиян к различным брендам кетчупа и автомасел, прокладок и банковских карточек – вот за что платят деньги производители и рекламодатели, основные клиенты агентств, подобных нашему. Этих денег хватает на то, чтобы по собственной инициативе задавать обществу вопросы о его мнениях и ему же сообщать о его ответах.