Как бороться с судейским и чиновничьим абсурдом

Предложение членов Европарламента ввести визовые и экономические санкции против российских чиновников, причастных к вынесению абсурдного приговора Ходорковскому и Лебедеву, конечно же, не гарантирует, что такие санкции будут в итоге введены. Но хорошо, что именно этой темой приходится утолять информационный голод очнувшихся после многодневных зимних каникул россиян. Ходорковского приговаривали, а Немцова и других оппозиционеров сажали в самый разгар праздников – творить мерзости, безусловно, удобнее в то время, когда общественность отдыхает за границей или выпивает и закусывает по домам. Призыв европарламентариев – даже если он останется только призывом – вернул актуальность одной из самых важных дискуссий: что можно сделать с окончательно дискредитировавшей себя российской судебной системой?

Неделей раньше писатель Борис Акунин выступил в своем блоге с резким заявлением по поводу приговора Ходорковскому и Лебедеву. «Давайте не забывать негодяев», – написал Акунин и предложил, «чтоб кто-нибудь открыл сайт, посвященный неправедным судьям, – с персональными страничками, где будет портрет, биография, место работы и подробное документированное описание содеянной гнусности».

Идея Акунина не новая – предложения составлять черные списки особо одиозных судей, предавать гласности их имена и биографии и заставить их если не устыдиться своих действий, то хотя бы испугаться открытого и публичного общественного порицания, звучат давно, фактически после каждого громкого и очевидно несправедливого приговора. Однако до сих пор почему-то никто не реализовал это на практике: то ли потому, что нет понимания, как перевести слова «неправедные судьи» в четкие и понятные критерии отбора, то ли потому, что нет уверенности, что потом с этим списком делать.

Сегодня сложно найти тех, кто будет отрицать необходимость наказывать чиновников, судей и прокурорских работников, представляющих угрозу для любого россиянина, попавшего в жернова системы. Мало кто будет спорить, что введение визовых и экономических санкций со стороны ведущих зарубежных правительств – одна из самых эффективных возможных мер. Проблемой для определенной части российского общества является лишь то, что инициатива наказания российских чиновников исходит из-за рубежа и видится как вмешательство во внутренние дела страны.

Выступление Акунина – в некотором роде ответ на эту дилемму: это призыв российского гражданина к российским гражданам объединиться для спасения российской судебной системы. И этот призыв надо, безусловно, поддержать.

Пусть исполнением наказания в итоге займется Европа и США, но приговор неправедным служителям Фемиды должны вынести россияне.

Поэтому вместо того, чтобы искать в призывах европейских политиков доказательства их ненависти к России, стоит перехватить у них инициативу и самим заняться созданием так необходимого нашему обществу позорного столба для неправедных чиновников и судей.