Новогодние каникулы - начинаем жизнь с чистого листа?

Наблюдения показывают, первые недели января более позитивны в оценках и ожиданиях по сравнению с декабрем прошлого года и следующими месяцами нового года.

Общество постепенно возвращается к привычному кругу дел после новогодних каникул. Можно ли сказать, что праздники отформатировали общественное мнение? Какие темы сохранили свою актуальность в новом году?

Екатерина Седых, директор проекта "Доминанты" Фонда «Общественное мнение»:

Новый год в общественном восприятии — это, безусловно, Рубикон. К нему привязывают достижения и ожидания от нового этапа. Говорить о соответствии общественного мнения реальному положению дел невозможно вне зависимости от календаря, а уж под Новый год мы сильнее всего погружаемся в мир иррационального - пожеланий, надежд, новых планов. Сама суть этого праздника, традиции заставляют нас открыть новый лист.

Но никогда история не начинается с чистого листа. События 2010 г. дали нам несколько очень важных посланий, которые будут определять ход 2011 г.: разоблачения несправедливости и защита справедливости, враждебность в отношениях между разными группами, формы выражения недовольства, эффективность и ответственность поведения в ключевые моменты, размышления о лучшем, поиски путей к нему.

Многолетние наблюдения показывают, что первые недели января, а иногда и весь январь чаще более позитивны и в оценках, и в ожиданиях по сравнению с декабрем прошлого года и остальными следующими месяцами нового года. При этом длительность такой эйфории, конечно, зависит от характера человека и событий, происходящих вокруг. Но в целом, это скорее похоже на перерыв: события, проблемы не забываются с боем курантов. Они отступают на второй план после подарков, сюрпризов для своих любимых и близких, добрых дел, больших и маленьких чудес.

Новый 2011 г. в России завершает насыщенное первое десятилетие и открывает новое, поэтому, полагаю, «эффект Нового года» в этот раз пройдет быстро.

Александр Ослон, социолог, президент Фонда «Общественное мнение»:

Повестка дня, верхняя часть актуальных тем, всегда находится в динамике вне зависимости от того, каникулы или рабочие дни в стране. Возможно, каникулы влияют на выключение некоторых тем из информационного поля, но основная роль в том, что будет на повестке дня, принадлежит медиа, за исключением тех случаев, когда ничего не болит. Если у человека болит нога, он и будет в первую очередь думать о ней, несмотря на другие актуальные события. Также и с общественным мнением. То, о чем СМИ напомнят обществу, и останется нам от прошлого года для размышлений в этом. Хотя, безусловно, не всегда попытки СМИ сформировать повестку дня оказываются удачными.

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

Сейчас праздники не форматируют общественное мнение. Во-первых, есть интернет, во-вторых, активные люди в наше время – те, кто, собственно, и формирует общественное мнение, – все время находятся в информационном потоке. Активные люди в России — это люди молодого и среднего возраста обоих полов (сейчас ситуация выровнялась, несколько лет назад преимущественно это были мужчины) с высшим образованием и средним доходом (богатые люди у нас редко бывают активными), проживающие в крупных и средних городах.

Из прошлого года в наследство новому, на мой взгляд, досталось две актуальные темы. Во-первых, выход из экономического кризиса. Людям важно, какие перспективы ждут нашу страну и их самих. Во-вторых, это все, что связано с Манежной площадью. Не случайно в этот вторник, 11 января, была попытка повторить события 11 декабря 2010 г. Во время новогодних каникул было несколько значимых событий, но праздничная атмосфера снизила их негативный градус. Приговор Ходорковскому был оглашен 30 декабря, Немцова арестовали 31 декабря. Вполне может быть, что эти акции специально были спланированы в такое время, когда газеты не выходят, радио работает вполсилы, телевидение занято праздничными вещами, так что информация не донесена до аудитории. Хотя телевидение и в обычное время не донесло бы такую информацию.