Сохранит ли свой пост глава МВД

К вступлению в силу нового закона «О полиции» Дмитрий Медведев подписал семь технологических указов. Один из них – «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» – должен решить важную задачу качественного отбора кадров. Поскольку реформа МВД не пошла по кардинальному варианту (всех уволить и набрать новых), остается надеяться, что переаттестация поставит заслон на пути невежливых, коррумпированных, неквалифицированных внутренних дел мастеров, а пропустит только вежливых, честных и квалифицированных. Из них и будет состоять российская полиция.

Естественный вопрос: будет ли проходить переаттестацию сам министр внутренних дел Рашид Нургалиев? На встрече с ним во вторник президент об этом прямо не говорил. Согласно тексту подписанных указов Нургалиев сам входит в комиссию по аттестации высших чинов МВД, которую возглавляет руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, – ее решения будет подписывать президент. Нургалиеву же изначально была поручена сама реформа милиции.

Но должность министра входит в перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел, также утвержденный указом президента. Кандидаты на эти должности будут проходить аттестацию.

Нургалиев одним из первых пройдет переаттестацию, сообщил «Интерфакс».

Пока не очень понятна процедура. Придется ли выводить министра за штат, как всех остальных сотрудников? Какие вопросы будут задавать ему остальные члены комиссии, какие справки надо принести, какие психологические тесты пройти, какие спортивные нормативы сдать? Рядовые оперативники тоже не знают, как их будут аттестовывать, но предполагают, что будут проверять знание закона «О полиции» и предлагать тесты на поведение в различных ситуациях.

На что обратить внимание президенту при переаттестации министра?

Хотелось бы, чтобы он обратил внимание на управляемость министерства. Спросил, например, о роли следователей МВД в гибели адвоката Сергея Магнитского и о том, какими памятными знаками они были награждены. О роли управления «К» Бюро специальных технических мероприятий МВД в деле «Евросети». О том, как работали территориальные подразделения МВД на Кубани, в Гусь-Хрустальном и других местах большого скопления бандитов. О том, почему министр после того, как президент уволил начальника ГУВД Кубани Сергея Кучерука, наградил его ведомственной медалью «За заслуги в управленческой деятельности» II степени – и почему вчера забрал медаль обратно. О том, как были допущены побоище в Миассе и массовая акция националистов на Манежной. Нужно спросить и о том, как был организован отбор сотрудников в системе МВД и почему некоторые из них берут взятки, занимаются контрабандой, пытают задержанных, стреляют в супермаркетах, сбивают на автомобилях пешеходов и т. д.

Впрочем, на последний вопрос Рашид Нургалиев уже как-то ответил: по его мнению, всему виной лихолетье 1990-х, когда в органы внутренних дел принимали по остаточному принципу.

Несмотря на то что к Нургалиеву у общества накопилось огромное количество претензий, на переаттестации у президента он наверняка получит оценку «удовлетворительно». Да, Нургалиев неважный управленец, зато он гибок и лоялен. МВД, пожалуй, единственная силовая структура, в которой президент может увольнять генералов пачками. Неделю назад – семерых, в августе прошлого года – троих, год назад – сразу 15. После теракта в «Домодедово» МВД первым отрапортовало об увольнениях начальников транспортных подразделений.

Фигура Нургалиева, судя по всему, устраивает все заинтересованные стороны. Для кого-то важно, как работает управление по борьбе с экстремизмом, для кого-то – как милиция борется с экономическими преступлениями.

Рашид Нургалиев считается креатурой Владимира Путина, а Медведев в последнее время позволяет себе публично, хотя и заочно, спорить с премьером – например, по поводу заявлений последнего о суде над Ходорковским или о раскрытии теракта в «Домодедово», по поводу несправедливых выборов талисмана Сочинской олимпиады.

Но Нургалиев – не леопард. Нещадно критикуемого министра можно было уволить в момент принятия решения о реформе МВД, чтобы новый человек готовил и проводил эту реформу. Если вдруг министр не пройдет аттестацию и президент уволит его сейчас с записью о неполном служебном соответствии, то президент дискредитирует свою же собственную реформу.

Тем более что это абсолютно не в традиции российского государственного управления – признать высшего чиновника некомпетентным и уволить его.