Все проекты «лояльных» праволиберальных партий проваливались

Чем ближе к выборам в Госдуму и сильнее растерянность «Единой России», теряющей рейтинги и показывающей рекордно низкие результаты на региональных выборах, тем сильнее разговоры о возможности реанимации идеи «правой партии» с какой-либо знаковой для либералов фигурой в качестве лидера.

Почему все предыдущие проекты «лояльных» праволиберальных партий проваливались? Потому что публика с либеральными взглядами умна и требовательна, сама идея выстроиться в очередную гренадерскую шеренгу при вертикали власти для нее по большей части неприемлема. Либералам-карьеристам удобнее вступить в «Единую Россию», там шансов получить влияние больше. «Системные» правые партии остаются уделом для фрондирующих функционеров – руководителей разного рода окологосударственных контор. Эти люди слишком преисполнены чувства собственного достоинства, чтобы вступить в «Единую Россию», но слишком любят свои насиженные места, чтобы встать в прямую оппозицию власти.

Но таких функционеров мало. А методы реанимации идеи официального либерального проекта – с кулуарным выбором начальства, необходимостью получения «высочайшего одобрения» – унизительны для партии, претендующей на поддержку либерального крыла общества. Один только слух, что такую партию может возглавить приспособленец-бюрократ Игорь Шувалов, ничем в своей карьере не проявивший себя с «либеральных» позиций, сильно навредил будущему проекту еще до его старта.

Подобный проект имел бы какие-то шансы только в одном случае – если его бы возглавил Алексей Кудрин, пользующийся у многих либералов авторитетом. Однако его переход на партийную ниву, думается, здорово развенчал бы миф о «всемогущем министре финансов». Кудрину пришлось бы отвечать на неудобные вопросы и про то, зачем копили стабфонд вместо снижения налогов, и про то, почему эти самые налоги повышаются (по предложению, кстати, Минфина), и про беспрецедентную по масштабам санацию «КИТ финанс» за государственные средства, и про «Алросу» и т. д. Не факт, что в жесткой российской политике удастся сохранить девственный профессорский имидж.

Свободным людям нужны не ниша во властной иерархии и не лидер-бюрократ со скелетами в шкафу, а настоящая возможность выбора. Вместо того чтобы плодить мертворожденных партийных уродцев, властям надо всего лишь допустить к выборам пять новых партий, подавших в последние месяцы заявки на регистрацию в Минюст. Среди них есть и либеральные, и националистические, и левые – на любой вкус; главное – что все они появились на свет естественным путем, без помощи кремлевских горе-селекционеров.

Допуск всех оппозиционных партий к выборам – то, чего мы с коллегами намерены потребовать в субботу в ходе митинга на Болотной площади, который обещает стать самой массовой оппозиционной акцией последних лет. Пора возвращать в нашу жизнь открытую политику и свободные выборы.