От редакции: День Левши

Представление россиян об изобретателях характерно для всех слоев общества и отвечает реалиям экономики.

ВЦИОМ опубликовал данные опроса, из которых следует, что изобретатель – человек умный и образованный, генератор идей, но профессия его в обществе непрестижна, а шансы достичь успеха и разбогатеть скорее низкие, чем высокие. Опрос проводился к советскому по происхождению празднику – Дню изобретателя и рационализатора, и представления можно счесть отчасти советскими: в СССР рационализаторам на заводах полагались премии и грамоты, но это был потолок успеха, а с внедрением изобретений было плохо. Впрочем, и нарицательное «кулибин» отсылает нас к знаменитому самоучке XVIII–XIX вв. Ивану Кулибину, который, хоть и возглавлял мастерскую при академии наук, мало чего смог внедрить. Лесковский Левша – вот архетип русского изобретателя.

Миф об успешной монетизации изобретений вроде бы соответствует рыночной экономике; ярким примером служат США. И там на 80–90% провалов приходится 20–10% побед, но истории успеха тиражируются медиа и вызывают желание подражать. Почему в России за время реформ такой миф не вырос?

Успех изобретателя всегда зависит от потенциала внедрения. Если внутренняя доходность инвестора покрывает риски инвестиции, то потенциал такой есть. Если же внутренняя доходность оказывается ниже ставки кредита, легальных и коррупционных налогов, рисков отъема собственности, то потенциала такого нет.

В рыночной экономике наглядный успех изобретений – это успех стартапов. Для них важна достаточность венчурного капитала и развитая инфраструктура. В России венчурное финансирование пока главным образом обещается государством (с соответствующими традициями распределения), развитие инфраструктуры носит локальный и непоследовательный характер (технопарки). Эффективность попытки создать по разнарядке Кремниевую долину в Сколкове вызывает большие сомнения.

Само слово «изобретатель» носит для нас индустриальный, технический оттенок. И это вполне коррелирует с «техническим» представлением власти о модернизации как производстве высокотехнологичных товаров, в то время как инновационная экономика гораздо более широкое понятие. Государственные проекты «технической» модернизации не принесут России особых денег и успеха – разве что небольшие премии и грамоты.