Зачем Германия воевала с Россией

Из стран, расположенных за пределами бывшего Советского Союза, Германию россияне чаще всего называют среди «близких друзей, союзников России». Особенно часто – молодые граждане РФ (29%). Из них всего 1% помещают Германию в число стран «недружественно, враждебно настроенных по отношению к России».

На одной из встреч немецких и российских обществоведов, проходившей в годовщину нападения Германии на СССР, обнаружилось вот что. Участники встречи, в большинстве своем родившиеся через десятилетия после окончания этой войны, были искренне расположены друг к другу, и обе стороны хотели честно разобраться в ее причинах. Что война была неизбежна, ни для кого почему-то не подлежало сомнению. Но ответа на вопрос, зачем наши страны воевали друг с другом, они, перебрав много версий, дать не смогли. Так, попытки искать причины Второй мировой в Первой лишь пустили дискуссию по кругу.

Дальнейшие размышления над этой темой возвращают к не новой мысли, что войнам меж империями нет иных объяснений, кроме того, что у подобных социальных образований война – не вызванный некими особыми причинами кризис, а сам способ их существования, не требующая специального истолкования норма. Войной империи создаются, войной живут и в войнах погибают (бескровный распад советской – редкое исключение). Причины, выдвигаемые в момент войны дипломатами или политиками, потомки объявляют ложными, но найти истинных не могут. Непросто историку освоиться с мыслью, что у него нет прямого ответа на вопрос, зачем несколько десятков миллионов людей убили друг друга. Поэтому тема начала войны, близкая к теме о ее причинах, оказывается и для массового сознания куда сложнее сюжетов о ее конце. Это показал опрос общественного мнения в России, проведенный в те же дни.

Наше общество, как известно, едино в суждении о том, чем окончилась война – Великой Победой. А насчет начала, по поводу того, было ли нападение Германии неожиданным или нет, оно расколото пополам (46 и 48%). Эту внезапность нападения все еще считают главной (среди прочих) причиной того, что потери советской стороны много больше, чем германской. Но видны следы идущей по этому поводу дискуссии. Представленные в опросе военные помещают на первое место такую причину, как «военное и техническое превосходство Германии», а руководящие работники более существенным фактором, чем внезапность, считают еще и «слабость, неумелость советского командования». В среде же служащих главной причиной этих потерь полагают то, что «сталинское руководство действовало, не считаясь с жертвами».

Возвращаясь к вопросу о распаде советской империи, заметим: то, что называли «нашим поражением в третьей мировой войне», теперь воспринимается обществом иначе. Соотношение считающих, что в конце 1980-х мы «проиграли в противостоянии с Западом», и полагающих, что мы «выиграли от того, что оно закончилось, не меньше других», в целом – три к четырем, а среди молодых – один к трем.