Кто потерял Банк Москвы

«Москва являлась основным акционером и, по сути, отдала Банк [Москвы] полностью под контроль лично [экс-президента и совладельца Андрея] Бородина и оградила его от нормального контроля». Алексей Кудрин, министр финансов

Семь лет спустя ВТБ вновь получает деньги от государства на спасение крупного банка. В 2004 г. ему досталось $700 млн, чтобы за счет заработка на них закрыть дыру в Гута-банке, которая оценивалась на уровне $100 млн. Теперь ставки выросли. ВТБ (точнее, Банк Москвы, но структуры ВТБ над ним оформят контроль) получает $10,5 млрд. Размер дыры до конца не ясен. Она уже превысила $5 млрд и может удвоиться.

Вхождение ВТБ в капитал Банка Москвы стало если не причиной, то как минимум катализатором стремительного ухудшения ситуации в некогда опорном банке столицы. И Кудрин, который непосредственно не занимается ни надзором за Банком Москвы, ни анализом приобретаемых ВТБ активов, все же во многом олицетворяет эту сделку. Именно он после отставки мэра Москвы Юрия Лужкова заявил о необходимости приватизации доли города в Банке Москвы. Именно он на посту председателя наблюдательного совета ВТБ одобрил сделку по покупке неконтрольного пакета. Именно он в качестве председателя Национального банковского совета разбирает ключевые моменты в деятельности Центробанка.

Вряд ли осенью прошлого года Кудрин (да и вообще кто-либо) мог представить, что все так обернется. Но вопрос, кто же виноват, что за Банк Москвы приходится платить столь высокую цену, волнует не только его. Вот вариант ответа по Кудрину. В первую очередь город, устранившийся от контроля, и экс-президент банка Андрей Бородин, активно пускавший деньги банка на собственные проекты и умело обрубивший связь номинальных заемщиков с ними. Одновременно Бородину удавалось держать в неведении инвесторов и регулятора: благодаря его стараниям аудиторы и ЦБ не могли оценить реальное качество активов банка, считает Кудрин.

Даже если претензии к Бородину справедливы (а это, обещает Кудрин, проверят правоохранительные органы, причем не только российские), он никак не может быть единственным виновником столь бедственного положения, в котором оказался Банк Москвы. Тем более что Бородин сейчас за рубежом, а большинство столичных начальников лишились постов после отставки мэра. Поэтому Кудрину – и не только ему – в любом случае придется перевести взгляд поближе к центру. Ведь именно с теми, кто остался, предстоит разбор полетов. И от них зависит недопущение подобного впредь.