Старт большой северной гонки

Борьба за границы и зоны влияния в Арктике обостряется. Россия намерена подать в ООН новую заявку на расширение границ российского шельфа в Арктике. Главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил об активизации в регионе стран НАТО и некоторых азиатских стран. Российский министр обороны обещал усилить армейскую группировку на севере России двумя бригадами, а его канадский коллега Питер Маккей объявил о намерении провести в августе «самые крупные в истории» страны учения вооруженных сил в Арктике.

Обострение взаимных претензий и конфронтационной риторики вызвано, в частности, изменением климата. Богатства шельфа кажутся политикам все более доступными, а возможности регулярного сообщения между Европой и Азией по Северному морскому пути все более реалистичными.

Из-за потепления, вызванного естественными климатическими причинами и воздействием человека на атмосферные процессы (влияние каждого из факторов ученые оценивают по-разному), за период с конца 1970-х гг. до начала 2008 г. площадь постоянных льдов сократилась почти вдвое – с 7,9 млн до 4,2 млн кв. км, среднегодовая температура в Арктике повысилась на два градуса. По оценкам некоторых зарубежных экспертов, Северный Ледовитый океан может стать свободным от льда уже к 2019 г. Российские ученые из НИИ Арктики и Антарктики не согласны с этими прогнозами. По их данным, отечественный сектор Арктики будет полностью доступен для судоходства в летний сезон (с апреля по сентябрь) к концу 2020-х – началу 2030-х гг. Канадский и американский секторы, по этому же прогнозу, будут свободны от льдов летом только к началу 2070-х гг.

При всей противоречивости прогнозов большинство ученых согласны, что экономическая деятельность в северных широтах в ближайшее время облегчится. А это сделает более перспективным судоходство по Северному морскому пути. Длина маршрута Роттердам – Иокогама – 7345 миль (13 600 км), что на треть короче пути через Суэцкий канал – 11 205 миль (20 750 км). И это козырь для России: на самом трудном участке маршрута торговые и пассажирские корабли могут проходить Северный морской путь только в сопровождении российских атомных ледоколов. С перспективами еще не все ясно, но подготовка к более интенсивному движению в Арктике уже начата.

Правительство вчера заявило, что Россия намерена усилить ледокольный флот.

Минфин выделит в 2012 г. деньги на строительство трех атомных и трех дизельных ледоколов.

Но главная причина притягательности региона, конечно, природные богатства. Только на дне Баренцева моря, недавно, в 2010 г., разграниченного между Россией и Норвегией, запасы углеводородов оцениваются в 7,6 млрд т условного топлива. Ученые и эксперты спорят об общем объеме месторождений на континентальном шельфе. По мнению авторов Геологического обозрения США во главе с Дональдом Готье, Арктика может содержать около 50 трлн куб. м газа и около 90 млрд баррелей неразведанных запасов нефти (примерно 11 млрд т) – больше ресурсов Нигерии, Казахстана и Мексики, вместе взятых. По оценкам российского Минприроды, только в отечественном секторе можно извлечь 120 млрд баррелей (15 млрд т) нефти и почти 85 трлн куб. м газа. На дне Арктики есть и другие полезные ископаемые, воды северных морей богаты рыбой.

Прибрежное государство имеет на своей территории приоритетные права на разведку, разработку и охрану природных и минеральных ресурсов и может строить искусственные острова. Но это очень трудоемкое и экологически небезопасное занятие, требующее колоссальных инвестиций. Уже сейчас пора задуматься о совместных проектах по освоению богатств. Наконец, нельзя забывать и о предостережениях пессимистов. Группа ученых во главе с директором Института Арктики и Антарктики Иваном Фроловым полагает, что к началу 2040-х гг. в Арктике произойдет серьезное похолодание и увеличится площадь льдов. Тогда вложенные в Север средства будут в прямом смысле заморожены.