Намеки на справедливость

Вчера стало известно (см. статью на стр. 02) о важной подвижке в деле осужденного бизнесмена Алексея Козлова: Верховный суд признал заслуживающими внимания доводы адвокатов Козлова, изложенные в повторной надзорной жалобе по делу, и вынес постановление о возбуждении надзорного производства президиумом Мосгорсуда.

Ольга Романова, жена Алексея, журналист, ставшая за последние годы авторитетным голосом в защиту предпринимателей, отбывающих сроки по сомнительным обвинениям, считает это большим успехом. Опрошенные «Ведомостями» юристы согласны. Доводы адвокатов были связаны с множественными процессуальными нарушениями следствия и суда. Предыдущие жалобы в Мосгорсуд и Верховный суд не удовлетворялись. Теперь же Верховный суд изменил свою позицию. Это еще не прецедент, но вполне может им стать, особенно если дело в конце концов будет пересмотрено. К сигналам со стороны ВС адвокаты и суды внимательно прислушиваются.

Аналогичных дел в России десятки тысяч, а обвинения в мошенничестве и легализации часто используются для вымогательства или отъема бизнеса. Для людей, сидящих по сфабрикованным делам, и для инвестиционного климата в стране пересмотр дел – с установлением, в случае заказа и фальсификации, вины всех причастных должностных лиц – был бы наилучшим решением.

Возможно, решение Верховного суда – часть более широкого процесса. Вчера были опубликованы материалы президентского совета по правам человека по делу Сергея Магнитского, в которых названо огромное количество нарушений и, самое главное, имена сотрудников Следственного комитета (ныне департамента) МВД, ФСИН, судей, прокуроров, их допустивших. Эти имена содержались и в разоблачительных материалах, опубликованных коллегами Магнитского из Hermitage Capital, однако СКП и Генпрокуратура в своих проверках нарушений не находили. Напомним и еще об одном существенном факте в цепочке: в середине июня с должности был снят начальник СК МВД Алексей Аничин.

Конечно, рекомендации совета по правам человека могут быть замылены, да и дело Козлова еще не пересмотрено. Но шаги к выявлению истины неизбежно будут пока небольшими.