Кирилл Харатьян: 3,7 трлн Кавказу

Министерство регионального развития свело воедино финансовые чаяния регионов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ. Получилась астрономическая сумма – 3,664 трлн руб.; это хотя и до 2025 г., а все равно много: больше трети доходной части нынешнего бюджета.

Можно, конечно, повозмущаться: вот какие жадные! А можно и представить себе, какие финансовые запросы предъявил бы каждый из нас, если бы ему предложили подумать о чаяниях.

Тем более что регионы все сплошь бедные и безработные: мало что Господь даровал им изначально – в виде полезных ископаемых, а всякие там прекрасные виды, волшебные воды и здоровый климат не продаются без инфраструктуры, которой, кажется, нет.

Вообще, о чем говорить, если ингушский минздрав в качестве одной из задач республиканского здравоохранения называет подключение объектов экстренной медицинской помощи к водоснабжению. В смысле, понимаете ли, у тамошних врачей водопровода нет, видимо, ведрами носят. И наверняка подобных чаяний в этой минрегионовской сводной северокавказской ведомости немало. Вопрос: стоит финансировать такого рода мероприятия из федерального бюджета? По-моему, стоит.

Но отношение в российском обществе ко всякому денежному запросу с Северного Кавказа – такое, как бы помягче сказать, неоднозначное. Потому что вроде как всем известно, что там клановая система, что именно она по своим каналам распределяет полученные из центра средства и эти каналы отнюдь не всегда совпадают с официальными. От этого инвестиционный климат там далеко не так хорош, как просто климат, он же погода.

Как же быть, как бы (и можно ли) преодолеть эту вековую национальную традицию жить за счет денег из центра? И, кстати, не очень-то богато жить, если глядеть не на важных чиновников, а просто на людей. Да и правда ли, что такая традиция существует, или это такая просто репутация сложилась?

Обычный «правильный» ответ на все эти вопросы состоит в том, что надо-де поощрять частную инициативу, а деньги тратить не напрямую, а через разные институты развития – и далее со всеми либерально-экономическими остановками. Замечательно, но можно ли поощрять что бы то ни было «правильное», если любые блага на Кавказе распределяются через клановую систему?

Посмотрим, как Минрегион распорядится собранными сведениями. Мне очевидно, что запрошенных денег северокавказские регионы ни за что не получат – так что, возможно, ингушские врачи так и будут носить на себе воду для медицинских нужд.-