Статья опубликована в № 2904 от 28.07.2011 под заголовком: Компания недели: Nokia

Роман Дорохов: Nokia потеряла телефон

Руководители финской Nokia смогли в свое время раньше всех рассмотреть будущее рынка сотовой связи. Благодаря им Nokia потеснила с первого места американскую Motorola, построившую первый мобильный телефон. Одно время даже казалось, что придумывать хорошие сотовые телефоны могут только в Европе – в немецкой Siemens, французской Alcatel, шведской Ericsson. Ну или в Корее, хотя дизайн первых успешных телефонов Samsung заказывала тоже европейцам. Nokia многие годы входила в десятку самых дорогих брендов мира, в 2004 г. он стоил около $24 млрд (оценка компании Interbrand).

Как же вышло, что сейчас вся капитализация Nokia на $1,5 млрд меньше? В 2007 г. Apple выпустила iPhone, первый в мире смартфон с сенсорным экраном, управлять которым нужно пальцами (а не тыкать в экран пластиковой палочкой, которая вечно теряется). Apple отъела долю рынка у Nokia и вошла в пятерку крупнейших производителей смартфонов. Формально первое место на этом рынке по-прежнему у Nokia, но Apple сумела отнять у Nokia репутацию законодателя мод. Теперь все вокруг говорят только про iPhone да Android.

Финские акционеры постепенно теряли веру в магию бренда Nokia. В конце концов они попрощались с прежним гендиректором – Олли-Пекка Калласвуо. А на его место пригласили варяга (точнее, канадца) Стивена Элопа, выходца из Microsoft. Какое-то время Nokia развивалась по инерции и даже смогла в IV квартале 2010 г. продать 28,3 млн смартфонов – больше, чем Apple и Samsung вместе взятые. А в феврале 2011 г. Элоп объявил: Nokia откажется от собственной операционной системы Symbian и переключится на Windows Mobile, которую на тот момент использовало 3% смартфонов в мире. И вот итог: во II квартале 2011 г. Nokia продала меньше смартфонов, чем Apple (и, похоже, даже меньше, чем Samsung), и понесла на них $700 млн убытков! А ведь всего каких-то полгода назад, в IV квартале 2010 г., смартфоны принесли финнам $715 млн прибыли. На днях появились данные российских ритейлеров, свидетельствующие: даже в России, где позиции Nokia исторически одни из самых сильных, во II квартале они резко пошатнулись.

Элоп уверяет, что Nokia вместе с Windows предложит что-то невероятное и вернет симпатии покупателей. Но, похоже, отвоевывать позиции на рынке финнам придется чуть ли не с нуля. До сих пор такое удавалось на этом рынке только одной компании – Apple.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать