От редакции: Учителям доплатят за учеников

Введение новой системы оплаты труда учителей в московских школах с 1 сентября уже породило много слухов и спекуляций. Есть опасения, что учителя лишатся прежних «лужковских» надбавок, начисление премий по непонятным критериям вызовет склоки, начнется массовый отток педагогов из школ.

Опыт других регионов говорит об обратном. Там, где новую систему ввели в пилотном порядке, заработки учителей существенно выросли. В Новгородской области зарплата увеличилась с 7600 руб. в 2007 г. до 14 900 руб. в 2010 г., в Чувашии – с 5126 до 10 000 руб. – почти в два раза. По новым условиям заработок учителя складывается из постоянной и премиальной части в соотношении примерно один к двум. Последняя зависит от учебных и творческих достижений учеников.

Новую систему не введут сразу по всей столице: с 1 сентября она заработает в 259 школах, участвующих в пилотном проекте по развитию общего образования в Москве. Это 19% московских школ. Прежние надбавки позволили увеличить среднюю зарплату московского учителя с 20 300 руб. в 2007 г. до 40 000 руб. в 2010 г. Это втрое больше, чем в среднем по России, в два раза выше, чем в Подмосковье (19 621 руб.), и в пять (!) раз больше, чем в близлежащей Рязанской области. В столичные школы потянулись учителя из глубинки. Сейчас в школах, которые участвуют в эксперименте, на смену «лужковским» придут другие дополнительные средства. Обычные школы (а это большинство участников) на каждого ученика, включая старшеклассников, ежегодно получают около 62 000 руб. В пилотных школах на ученика старших классов будет выделено 120 000 руб. в год. Если в классы придут новые дети, за ними потянется дополнительное финансирование.

Результаты единого госэкзамена и аттестации девятиклассников в новой системе не являются ключевыми показателями. Предполагается оценивать индивидуальный прогресс каждого ученика, его творческие достижения. А размер стимулирующей части должен определять не директор или педсовет, а попечительский совет школы, в который входят родители. Успех новой системы, таким образом, будет зависеть от того, насколько прозрачно и гибко школьное руководство и попечительские советы, которые уже созданы в пилотных школах, будут применять эти правила.