Статья опубликована в № 2905 от 29.07.2011 под заголовком: Вещь недели: Заправочный пистолет

Алиса Фиалко: Отложили чистый бензин

Государство в который раз пошло на уступки нефтяникам: переход на более экологичное топливо опять откладывается.

О введении экологических стандартов Россия задумалась в 2005 г., спустя 13 лет после того, как это произошло в Европе. Отставание чиновники решили компенсировать высокими темпами: с апреля 2006 г. запрещалось продавать топливо классом ниже «Евро-2», с января 2009 г. должен был произойти переход на «Евро-3», в 2010 г. – на «Евро-4», а к 2013 г. – на «Евро-5».

Нефтяники говорили, что перейти в 5-й класс за восемь лет невозможно (Европе на это понадобилось 16). Государство прислушалось к ним лишь накануне 2009 г., когда «Евро-2» должен был быть запрещен. Срок перенесли на два года. Но нефтяники не уложились и в него, и отказ от продажи Аи-95 классом «Евро-2» с января этого года за три месяца оставил без бензина несколько регионов.

Ситуацию быстро урегулировали «ручным управлением»: Минэнерго собирало нефтяников для указаний, в какой регион сколько нужно отправить дополнительных объемов. Но в сентябре ситуация могла бы повториться: ведь предполагалось наложить запрет и на народный Аи-92 «Евро-2». И вот закономерный результат – сроки снова сдвинуты: продавать топливо класса «Евро-2» можно будет до 2013 г., «Евро-3» – до 2015 г., «Евро-4» – до 2016 г.

Главный вопрос в этой истории не в том, стоило ли снова двигать сроки и к чему эта наигранная жесткость в подходах – государство сначала ставит жесткие рамки для нефтяников, а потом идет на уступки. И даже не в том, почему нефтяники, для которых 2011 год может стать рекордным по прибыли, не смогли найти средств для своевременной модернизации НПЗ (семь лет – это только в сравнении с Европой мало, а вообще и не такие вещи за это время делались). Гораздо интереснее, почему нельзя было сразу все посчитать – построить модели, собрать статистические данные – и лишь после этого установить сроки, а уже с тех пор следить – пошагово! – за тем, как нефтяники исполняют свои обязательства по модернизации.

Но Россия все считает в последний момент и, будучи мировым лидером по добыче нефти, оказывается на пороге топливного кризиса. И вот тогда, опять-таки в спешке, принимает новые «стратегические» решения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать