Татьяна Воронова: Цена имперских амбиций Сбербанка

Крупнейшая сделка года – размещение 7,6% акций Сбербанка – оказалась под вопросом из-за обвала рынков.

Объективно государству действительно придется ждать нового окна, чтобы продать акции Сбербанка с выгодой для себя и для финансового рынка. Ведь выход Центробанка из капитала крупнейшего банка страны всем нам преподносится как шаг к тому, что наметившийся в последние годы перекос финансовой системы в сторону госбанков будет сокращаться.

Пока же, когда по закону ЦБ не может иметь в капитале Сбербанка меньше контрольного пакета, госбанк остается слишком могущественным. И чтобы помериться силами в относительно честном бою, другим игрокам нужно ждать много лет, прежде чем сбудется заветная мечта президента Сбербанка Германа Грефа и доля ЦБ опустится хотя бы до 25%, как и его административные возможности. Хочется надеяться, что у государства хватит воли сдержать обещание. Пока слово держат только менеджеры «Сбера», которые продолжают покупать его подешевевшие акции – выгодно же.

На это время частным банкам остается пользоваться только недостатками лидера, из которых неповоротливость (читай – размер), кстати, не самый последний.

А Сбербанк тем временем продолжает расти, завоевывая новые рынки. Покупка австрийского Volksbank открыла для него пять стран Восточной Европы. Открыто представительство в Индии.

Теперь на очереди Польша. Первый блин вышел комом – интерес к банку Zachodni WBK так и остался интересом. И вот новая попытка: Сбербанк присматривается к активам польской «дочки» португальского банка Millennium и Kredyt Bank, подразделению бельгийской KBC Group.

Кто следующий? Например, Турция – ее наряду с Польшей Греф называл среди приоритетных для банка. Здесь первая попытка тоже смазана: в прошлом году «Сбер» отказался от покупки 20% Garanti Bank, поскольку не было возможности получить контроль. Сбербанк интересует покупка как минимум контрольного пакета, а лучше всех 100% акций.

Но, видно, больше никто не продает, поэтому в 2011 г. Сбербанк еще не закрыл ни одной сделки, хотя Греф обещал как минимум одну. Так что заявленные ранее Азия, Восточная Европа и та же Турция пока остаются в числе имперских амбиций Сбербанка, да и в России у него дела (читай – недостатки) найдутся.