Алексей Никольский: "Прогресс" упал во время перестройки

Авария третьей ступени ракеты «Союз», которая должна была отправить к Международной космической станции грузовой корабль «Прогресс», очень обидна не только потому, что это вторая за неделю авария (хотя это тоже большая редкость – последний раз с отечественными ракетами две неудачи подряд произошли в 2005 г.). За 30 лет эксплуатации при запуске не был потерян ни один «Прогресс», и все уже привыкли к его надежности. К делу немедленно подключилась прокуратура (хотя ничего отличного от мнения отраслевых экспертов она узнать не может). Раздаются и призывы к кадровым перестановкам.

Здесь уместно напомнить, что нынешний руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин сменил весной Анатолия Перминова отчасти из-за неудачного пуска ракеты «Протон» со спутниками «Глонасс» в прошлом году, причиной которого была фантастическая в своей абсурдности ошибка с расчетом заправки топлива для разгонного блока. И нынешние две аварии пришлись на время, когда в Роскосмосе началась бурная структурная перестройка, целью которой как раз и заявляется усиление контроля за качеством производства. Нелепо возлагать надежды на преодоление кризиса в космической отрасли на прокуратуру и радикальные кадровые перетряски, хотя, конечно, ответственность за конкретные нарушения должна быть. Поповкин в Роскосмос поставлен для того же, для чего его бывший начальник Анатолий Сердюков – в Министерство обороны. Ему поручено добиться результата от бюджетных ассигнований, которые после долгого перерыва 90-х и начала 2000-х начали поступать в космическую (и оборонную) индустрию, но к серьезному улучшению ситуации это пока не привело. Слишком много квалифицированных специалистов ушло на пенсию или в частный сектор на более адекватные зарплаты, и слишком многие предприятия превратились в руины. Не хватает не только людей – не ясны, за исключением ряда прикладных программ, и долгосрочные перспективы космонавтики, причем не только в России. Поэтому перед новым руководством Роскосмоса стоит очень сложная и растянутая на многие годы задача реанимации отрасли, для решения которой одних лишь денег недостаточно.-