Мнения
Бесплатный
Константин Симонов
Статья опубликована в № 2927 от 30.08.2011 под заголовком: Конъюнктура: Скоро в школу

Константин Симонов: Нужно заняться массовым просвещением общества

Накануне Дня знаний вполне логично еще раз обратиться к теме образования и просвещения. Тем более что я глубоко убежден, что российский спор о курице и яйце (о том, что же нужно сделать вперед – заняться строительством новой политсистемы или же вначале поднять экономику) совершенно неверен. Нужно заняться массовым просвещением общества. Без чего не будет у нас ни современной экономики, ни вменяемой демократии.

Многознание, как известно, уму не научает – но все же хоть как-то увеличивает стремление к рефлексии. Сегодня же чудовищная лень ума составляет питательную среду для различных малообразованных проходимцев что из охранительского, что из ультралиберального лагеря. Сон разума рождает интеллектуальных чудовищ по обе стороны баррикад.

Так что образование должно стать ключевой темой. И реформы вроде бы идут. Вот ЕГЭ, про который вроде бы уже все сказано-пересказано. Я бы обратил внимание на простую вещь. Главная беда ЕГЭ не в тестовой форме экзаменов и не в качестве вопросов. Это все можно исправить. А в том, что новая система меняет задачу ученика – вместо получения современной картины мира ему нужно натаскать себя на 2–3 предмета, а остальные оказываются совершенно бессмысленными. Страшно представить, какие из таких школьников получатся избиратели. Авторы ЕГЭ совершенно зря поставили во главу угла коррупцию при поступлении в вузы и недоступность столичного образования для провинциалов. Это не ключевые темы.

Часто приходится слышать, что главная проблема – недостаточное финансирование. Но и это неправда. Сохраняющаяся ценность дипломов давно сделала образование хорошим бизнесом. Да и потенциал для оптимизации расходов значим. Вот Росстат пишет, что в сфере образования по итогам 2009 г. было занято почти 6 млн человек. При этом Росстат дает разные оценки доли занятых в образовании в общей структуре занятости – от 8,9 до 9,7%. Это вполне на уровне США и выше, чем во многих европейских странах. Но в общеобразовательных учреждениях занято 1,3 млн педагогических работников. В учреждениях среднего профобразования – всего 146 000 преподавателей (важный показатель для сторонников реиндустриализации и модернизации: с такими цифрами эти процессы просто обречены на провал). Преподавателей в штате вузов чуть менее 400 000. Росстат почему-то не дает числа занятых в них, но вряд ли оно слишком велико, если учесть, что школьников у нас в 2,7 раза больше, чем учащихся в дошкольных заведениях. И кто же эти почти 4 млн загадочных людей, занятых в образовании?

Порадую и другими цифрами. С 1993 г. число вузов выросло в 1,8 раза. Число студентов – в 2,8 раза. Число студентов-очников в госвузах – в 1,8 раза. Мы стали страной повального охвата дипломами об окончании вузов, при том что качество школьного образования падает. Подождите еще немного – и все у нас будут академиками. А про школу снимут еще пару-тройку модных сериалов, которые кроме как к выбросу пара ни к чему не приводят.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать