Государственный корабль: «Титаник» продолжит ржаветь

Владимир Путин принял решение вернуться в Кремль, остаться на капитанском мостике огромного корабля под названием «Россия», который вроде бы и выглядит внушительно, но который явно потерял и курс, и скорость. Очевидно, у него был выбор: он мог соблюсти дух Конституции и, безусловно оставаясь важнейшей политической фигурой в стране, сделать шаг к тому, чтобы превратиться в российского Дэн Сяопина. Для этого он мог на следующие пять лет уйти, например, на пост председателя Госдумы: контроль за бюджетом и законодательством был бы обеспечен, т. е. и денежные потоки можно было бы направлять в нужную сторону, и изменения системы не допустить. Но он выбрал иное.

Почему он решил остаться? Не очень хочется в этом разбираться – никто, кроме него самого, не может ответить на этот вопрос. Да и нет большой разницы, поверил ли он в свою непогрешимость и мессианское предназначение или не смог противостоять давлению своих друзей и знакомых, которые никак не могут насытиться. Важно другое: своим решением Путин узурпировал право находиться на своем посту 24 года. По сути дела, оба участника тандема признались в том, что президентство Дмитрия Медведева было не чем иным, как камуфлированием третьего срока Путина. Этим решением Путин сделал всю страну своей заложницей. Заложницей того, адекватно ли он оценивает текущую ситуацию и стратегические вызовы и угрозы, в состоянии ли он и его команда своевременно принимать необходимые решения, существует ли в его команде второй состав, ибо первый явно состарился и уже мало на что способен.

Не готов заниматься примитивным экстраполированием прошедших 12 путинских лет и пытаться прогнозировать его действия. В конце концов, нельзя не отметить, что все три президентских срока Путина были не похожи друг на друга. В них было все – от либерально-экономических преобразований до прямолинейной национализации, от резкого потепления отношений с США до грузинской войны. И в чем я точно уверен, так это в том, что Путин образца 2012–2018 гг. будет иным, не таким, каким мы его видели раньше. И не столько потому, что он изменился внутренне, – похоже, его система принципов и ценностей достаточно устойчива и не изменяется со временем, – сколько потому, что на дворе второе десятилетие XXI в. с новыми вызовами и угрозами для России.

А ситуация явно непростая. Я даже не говорю о краткосрочных угрозах новых потрясений на мировых рынках в тот момент, когда высшая российская бюрократия будет занята исключительно одним вопросом: как гарантировать свое место при переезде из Белого дома в Кремль или в обратном направлении. Один публичный демарш Алексея Кудрина чего стоит! Но для меня гораздо важнее долгосрочные вызовы для российского государственного корабля, для которого у меня давно сформировался образ: ржавеющий «Титаник».

История настоящего «Титаника» известна всем, но представьте, что могло бы с ним быть, не встреться он с айсбергом в ту трагическую ночь, а продолжи свое плавание до наших дней. Известная слабость стальных конструкций – они склонны ржаветь. И вот этот «Титаник» стремительно ржавеет на наших глазах. Мы ходим по его коридорам и каютам и видим маленькие течи то здесь, то там, ставим заплатки на корпусе и делаем вид, что в таком виде корабль может еще послужить нам долгие годы.

Увы, каркас «Титаника» – а это законы, суды, правоохранительные органы – разъедает коррупция, телефонное право, продажные СМИ. Те, кто должен следить за состоянием и прочностью каркаса, не только не делают этого, но и, напротив, приближают его разрушение, отпиливая кусочки и сдавая их в утильсырье, зарабатывая при этом неплохие деньги. Иллюзия, которая царит в головах многих, – что этот процесс можно затормозить, зацементировать ситуацию в ее нынешнем виде – обманчива. Наша ржавчина не поверхностная, она проникла слишком глубоко, простой шлифовкой здесь не обойтись. Назрела радикальная модернизация с немедленной заменой многих опорных конструкций, а именно этого Путин опасается больше всего. Только начни капитальный ремонт, как весь корабль начнет рушиться. Как 20 лет назад это случилось с Советским Союзом.

Силовая установка нашего корабля – экономика – конечно, не идеальна, однако у нее есть одно хорошее свойство: большое количество людей, стремящихся к самореализации. Но капитан и его команда, похоже, не знают, что для надежной работы двигателя нужно, чтобы внутри было масло, а не наждачная смесь. И в своей программно-предвыборной речи Путин, несколько раз сказав, что собирается заботиться о бизнесе, не пообещал ему ничего: ни борьбы с коррупцией и рэкетом, ни выхода государства из конкурентных секторов экономики, ни реформы системы судов и судебной практики. Все конкретные обещания в речи будущего президента были направлены в адрес тех, кто получает деньги из бюджета. И обещания немалые, профинансировать которые можно, только повысив налоги. Налицо стремление перевести двигатель в форсированный режим работы, что зачастую заканчивается печально.

Не знаю, насколько реально и глубоко Путин понимает настоящее состояние российского «Титаника» и знает ли он курс, которым хочет вести этот корабль следующие 12 лет. Понимает ли он, что у ржавеющего корабля впереди печальное будущее, если только на реальную, а не на имитационную борьбу со ржавчиной не будут брошены все силы государства, если вся команда и пассажиры корабля не поймут, что только совместными усилиями можно предотвратить катастрофу, и не поддержат своего капитана.

Для многих молодых, думающих и активных, тех, от кого зависит работоспособность экономического двигателя, фактически пожизненное воцарение Путина в Кремле явилось сигналом к тому, что никаких перемен к лучшему в нашей стране ожидать не следует. Активные дискуссии в интернете идут не на тему, уезжать или не уезжать, а лишь о том, куда уезжать. Кое-кто из капитанского окружения говорит, что, мол, и слава богу – отвалят, нам меньше хлопот будет, спокойнее будет жить. Они только не отдают себе отчета в том, что интеллектуально деградирующая нация, народ, у которого в очередной раз вымывается лучшая часть генофонда, не в состоянии будет справиться не то что с вызовами будущего, но и с поддержанием работоспособности действующих механизмов корабля. А ведь для разрушения проржавевшего корабля не обязательно нужно дожидаться столкновения с айсбергом – иногда может хватить просто сильного хлопанья дверью или неправильного маневра, как это случилось с «Булгарией».