От редакции: Бедный Медведев

После 24 сентября перед Дмитрием Медведевым встала новая амбициозная задача – привести внезапно возглавленную им партию «Единая Россия» к уверенной победе на выборах в Госдуму. На предвыборную кампанию остается два месяца. Кремль взялся за дело, и уже видно, что кампания будет иметь явную социальную направленность (см. статью на стр. 02), в ней не обойтись без «справедливых цен», без обещаний поддержать бедных и пенсионеров, решения проблем здравоохранения, образования и ЖКХ.

Конечно, немудреный социальный популизм – атрибут большинства предвыборных кампаний. Но в случае с Медведевым есть некоторая неловкость: до сих пор президент старался строить имидж президента-реформатора с легким правым уклоном. Он в публичных выступлениях ориентировался на активную часть населения, молодежь, профессионалов, говорил о снижении налогов, улучшении условий для ведения бизнеса. Теперь же Медведев возглавил партию, выступающую за стабильность (не очень ясную идеологически), и занялся мобилизацией электората, состоящего в основном из бюджетополучателей.

Есть и проблема статуса: отказавшись от борьбы за следующее президентство, Дмитрий Медведев стал «хромой уткой», а в этом состоянии очень сложно мобилизовывать кого бы то ни было. На административном уровне эта проблема решаема – ведь заниматься предвыборной кампанией можно не только от своего имени, но и от имени Владимира Путина. Соответственно, все, что связано с организацией и правильным подсчетом голосов, можно выстроить достаточно легко. Но образ «нового» Медведева крайне расплывчат: идеологически не определен, а с точки зрения лидерства скомпрометирован, ведь это политик, только что отказавшийся от борьбы за власть.

Поэтому придется применить сверхпопулизм, дезавуировать все сказанное в годы президентства – к примеру, выступить с программной статьей «Россия, назад!». Технологически необходимый для кампании сверхпопулизм будет левый; в отличие, допустим, от США, где есть электоральный конфликт налогоплательщиков и бюджетополучателей, в России мало кто осознает себя налогоплательщиком. А значительная часть тех, кто осознает, т. е. предпринимателей, находятся в специфических связях с государством, не позволяющих открыто выступать против его политики. Бюджетополучателей же очень много, и большинство из них бедны.

Буквально на прошлой неделе Росстат сообщил, что численность бедных (с доходами ниже прожиточного минимума) за год выросла на 2 млн человек и теперь за чертой бедности находится 14,9% населения. Обещания повышения зарплат и пенсий, обуздания тарифов монополий и ЖКХ, бесплатных лекарств и операций должны сработать, если будут достаточно профинансированы. Во всех социологических опросах по поводу текущих проблем россияне на первое место ставят рост цен или нехватку денег. Например, в августовском опросе «Левада-центра» 73% самой острой проблемой общества считали рост цен, 52% – бедность, обнищание большинства населения, 41% – рост безработицы (был возможен выбор нескольких ответов).

И хотя выборам россияне не верят – 46% считают, что выборы в Думу пройдут с манипуляциями и подтасовками, – решение принять участие строится на других мотивах. Прежде всего, выборы поддерживают символический социальный порядок, существование государства как такового (см. колонку Алексея Левинсона на этой же странице). Поэтому 60% собираются пойти на избирательные участки.

Помочь им выйти из дома 4 декабря и проголосовать за правильную партию должны обещания всяческих благ. Бедный избиратель скорее сделает выбор, если ему за это что-то будет выдано или обещано. Перед новым лидером партии «Единая Россия» Медведевым стоит унылая задача произнесения лозунгов, проведения «кампании для бедных» и раздачи незаработанных денег. Увлекательную и достойную работу по зарабатыванию денег, т. е. по развитию страны, Медведев сдал, толком и не попробовав решить.