От редакции: Медведев навсегда

Помощник президента Аркадий Дворкович считает, что Дмитрий Медведев продолжит реформы в течение многих-многих лет – примерно 15, а может быть, и больше. Об этом он заявил в эфире «Эха Москвы», участвуя в беседе с американским журналистом Ларри Кингом, президентом фонда «Сколково» Виктором Вексельбергом и главным редактором радиостанции Алексеем Венедиктовым.

Цифра 15 немного странная – в ней 2,5 президентского срока, впрочем, Дворкович не настаивал. Можно предположить, что чем больше времени история отведет Медведеву на реформы, тем ему будет удобнее их проводить. Можно также отметить, что Дворкович заглянул в будущее дальше, чем, например, Владимир Путин, который в апрельском отчете перед Думой утверждал, что «стране необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития», а еще через некоторое время пообещал через 10 лет удвоить ВВП на душу населения.

Цифры цифрами, а главным в словах Дворковича все же было утверждение, что Медведев продолжит реформы независимо от поста, на котором будет трудиться. Так он отвечал Алексею Венедиктову, который выражал сомнение в том, что, уйдя с поста президента, Медведев сохранит достаточный вес, силы и время, чтобы заниматься, например, проектом «Сколково».

Сомнения в проекте «Медведев» существовали все время его президентства, но решающий удар нанес, конечно, Владимир Путин 24 сентября 2011 г. После фактического отречения Медведева от власти, о котором, кстати, ничего заранее не знал и помощник президента Дворкович, проект «Медведев» дал трагическую течь.

Буквально через два дня после этого появились сообщения, что компания BP замораживает свое участие в проекте создания в иннограде Сколково центра прикладных исследований по тепловым процессам и катализу; в BP потом назвали эти сообщения нонсенсом, но факт затягивания переговоров подтвердили.

Скандальное увольнение из правительства министра финансов Алексея Кудрина было явной попыткой самоутверждения Медведева («пока я президент, такие решения я принимаю сам»). Не до конца успешной, кстати, если учесть путинскую оценку конфликта министра и президента как «эмоционального» (в четверг на форуме «Россия зовет!» Путин сказал, что Кудрин остается членом его команды). Самому Медведеву пришлось собирать незапланированную пресс-конференцию с руководителями трех телеканалов, чтобы попытаться объяснить как мотивы своего отказа от второго срока в пользу Путина, так и мотивы отставки Кудрина. И то и другое получилось не слишком убедительно.

Наконец, Медведеву в соответствии с пожеланием Путина пришлось возглавить «Единую Россию», партию хоть и с размытой идеологией, но с явно консервативными и стабилизационными установками – противоречащими имиджу президента-реформатора с легким правым уклоном. Для мобилизации ее избирателей Медведев срочно занялся жилищно-коммунальным хозяйством и другими социальными темами.

Все это сильно противоречит желанию инвестировать в проект «Медведев» силы, желание и средства у тех людей, кто считал этот проект реформаторским.

Надо признать, что Дмитрий Медведев начал несколько важных реформ. Среди них реформа МВД, уголовного законодательства, замена губернаторского корпуса, введение деклараций о доходах чиновников. Эффективность этих начинаний колеблется от нуля до минимальных, едва заметных величин. Коррупционное давление на бизнес, в том числе «силовое» рейдерство, продолжается; страховые взносы снижены, но таким способом, что для зарплат от 60 000 руб. в месяц ставка де-факто стала выше.

Если на посту президента Медведев реформы только обозначал, то что будет с реформами теперь, когда Медведев – «хромая утка», и потом, когда он со стойким утиным имиджем перейдет в премьеры? Медведев и его команда пытаются сейчас доказать, что их повестка дня существует. Но Медведев и раньше занимался, по сути, только обозначением повестки дня.

Конечно, ни у кого нет сомнений, что при благоприятных обстоятельствах Медведев может продержаться около власти и 15, и все 30 лет (ему будет только 76). Но при чем здесь действительные реформы? Опыт – а это единственная надежная основа для выводов – говорит нам: срок пребывания у власти никак не обещает эффективности управления. Словами Медведев теперь уже ничего доказать не может, поскольку они сильно потеряли в цене. Только действиями.