Константин Симонов: "Газпром" поможет потребителю в Европе

Хотя фигуры новых министров еще не определены, повестка работы следующего правительства хорошо понятна. Среди ключевых вопросов – развитие конкуренции и борьба с монополиями. Спору нет, конкуренция всегда считалась главным драйвером развития бизнеса. Однако на некоторых товарных рынках обеспечить избыток предложения оказывается довольно сложно. Издержки от искусственного создания конкуренции иногда оказываются слишком большими.

Российский опыт реформирования естественных монополий весьма неоднозначен. В электроэнергетике реформа привела к стремительному росту цен. В железных дорогах – к увеличению прогона порожняка.

Но наш путь всегда непрост. Давайте лучше посмотрим на Европу. Там сейчас как раз в разгаре демонополизация рынка газа и электроэнергии. В этом году вступил в действие знаменитый Третий энергетический пакет. Идея проста – отделить производство газа и электроэнергии от транспортировки. Что в теории приведет к росту конкуренции, а затем и к снижению цен.

Посмотрим, что получается на практике. Выделить инфраструктуру из состава крупных энергетических компаний можно. Вопрос в том, кто будет дальше платить за строительство новых газопроводов и линий электропередачи. И вот тут ЕС принимает весьма специфическое решение. В октябре был утвержден десятилетний план инвестиций из бюджета ЕС в ключевые области европейской экономики общим размером в 50 млрд евро. Из них 9 млрд должны пойти на инвестиции в энергетику. ЕС борется за рост конкуренции, при этом заменяет частных инвесторов государственными. Такой откровенный кейнсианский подход – сомнительный рецепт для сторонников либеральных рынков.

Есть и другие любопытные моменты. Возьмем статистику Евростата за первое полугодие 2010 г. и посмотрим, сколько же стоит газ у конечного потребителя. В сегменте цен для населения самый дешевый газ – в Румынии, что вроде бы подтверждает правоту сторонников либерализации. Но дальше начинаются чудеса. Следующие в рейтинге самого дешевого газа для населения – Латвия, Эстония, Болгария и Литва. Где вообще-то Россия имеет 100% газового рынка. Страны Балтии даже придумали концепцию энергетического острова – они не соединены с другими государствами ЕС газопроводами. В Балтии «Газпром» получил все, о чем мечтал: 100% рынка плюс примерно треть в газораспределительных компаниях. Не менее любопытно, где газ дороже всего, оказывается, в Дании и Швеции, где российского газа нет вообще, а также в Нидерландах и Италии. Между прочим, последние две страны – одни из самых либерализованных газовых рынков континентальной Европы.

Я, кстати, считаю Третий пакет весьма выгодным для России. Теперь можно требовать доступа к конечному потребителю, не покупая газораспределительных активов в ЕС. А если конкуренция экспортеров газа на входе в ЕС окажется не столь сильной, как ожидают европейцы, то и цена пойдет вверх. В итоге Третий пакет может сработать против покупателей. Урок простой: любой догматизм всегда опасен.