Компания недели: Volkswagen

Но расслабляться рано. GM, десятилетиями наслаждавшаяся лидерством на американском рынке, в конце концов погрязла в непомерных долгах и обязательствах, что закончилось ее банкротством. Toyota, производство которой в течение многих лет было образцом эффективности, а качество автомобилей – отраслевым эталоном, практически сразу после выхода на первое место в рейтинге продаж была вынуждена объявить крупнейший в истории отзыв автомобилей; выяснилось, что компания скрывала проблемы с качеством и от клиентов, и от регуляторов. В итоге Toyota изрядно растеряла доверие потребителей. У Volkswagen, почти ставшего новым лидером, все хорошо. Пока?

Ровно три года назад, в октябре 2008 г., Volkswagen стал самой дорогой компанией мира, его стоимость достигла 295 млрд евро. Это был результат биржевой спекуляции, в которой немецкие правоохранительные органы подозревают бывшего предправления Porsche Венделина Видекинга. Собственно, тогда перспективы компании вообще оценивались довольно скептично: она хоть и была крупнейшим европейским автопроизводителем, давно не впечатляла инвесторов своими результатами, да и сам факт, что Porsche, чьи продажи (по количеству автомобилей) составляли 1% от продаж Volkswagen, смогла скупить его контрольный пакет, говорил о многом.

Теперь другое дело. По итогам 2011 г. Volkswagen, скорее всего, станет крупнейшим автопроизводителем в мире. Таков прогноз трех ведущих консалтинговых компаний – PwC Autofacts, IHS Automotive и JD Power. В это легко поверить – продажи немецкого автоконцерна бьют рекорды несколько лет подряд и, по прогнозам самой компании, в 2011 г. должны составить 8 млн автомобилей.

Удивительно другое – Volkswagen собирался добраться до первого места лишь к 2018 г. Получается, что компания выполнит 10-летний план досрочно. Конечно, в этом есть и элемент случайности: General Motors до сих пор не может оправиться от кризиса, а Toyota Motor, отобравшая у GM титул лидера в 2008 г., сильно пострадала от последствий мартовского разрушительного землетрясения в Японии. Но не только это. Volkswagen в начале прошлого десятилетия сделал ставку на Китай – и не прогадал. Автомобильный рынок этой страны, росший даже во времена общего спада, стал для автоконцерна крупнейшим, здесь он в прошлом году продал 1,9 млн автомобилей. Volkswagen растет даже на стагнирующем европейском рынке и начал демонстрировать успехи в США, где никогда не был лидером.