Кирилл Харатьян: Лондонские сеансы саморазоблачения

«Это же не важно, кому продаешь, – это же не котята, не важно, чтобы они попали именно в хорошие руки. Важно, что тебе заплатят, – какая разница кто». Роман Абрамович, предприниматель

Лондонский процесс «Борис Березовский против Романа Абрамовича» – удивительное явление. Мечта, с позволения сказать, свободомыслящего россиянина: две легенды российского бизнеса рассказывают, как именно создавались их состояния. Конечно, принципиально ничего нового ни Березовский, ни Абрамович суду не сообщают – тем или иным образом содержание их показаний или было известно, или подозревалось. Но господа тяжущиеся вольно или невольно эмоционально окрашивают свои сообщения – а эмоций, конечно, ни знать, ни подозревать простые зрители процесса не могли. Тем более что сегодняшние эмоции, очевидно, отличаются от тех, что бизнесмены испытывали непосредственно в моменты описываемых событий.

Вот Абрамович, например, про которого было известно, что он очень быстрый и чрезвычайно эффективный управленец, простодушно и даже как-то вяло объясняет, как ему практически бесплатно достался «Русал». Казалось бы, важнейшее событие в жизни делового человека: гигантский актив, исключительно сложная и ловкая комбинация, страшноватые партнеры – и такой постный рассказ.

Дело, очевидно, не в отсутствии у Абрамовича литературных способностей – даже косноязычный человек, рассказывая о главных моментах в жизни, передает слушателям напряжение; дело в задаче, которую постепенно отплывающий от российской действительности весьма состоятельный человек решает, выступая в лондонском суде, т. е. перед всем миром.

А задача эта, можно предположить, в том, чтобы с помощью лондонского суда раз и навсегда рассчитаться с темноватым прошлым. Потому что после того, как судья вынесет свое решение, и Абрамович, и его оппонент Березовский будут восприниматься как грешники после исповеди: да, было, но теперь больше никогда!

И в этой связи нет ничего вернее, чем простодушное бесстрастие в рассказах о миллиардах долларов: так уж получилось, вот обстоятельства стеклись, ничего личного.

«Это же не котята, не важно, кому продаешь», – говорит настоящий бизнесмен Абрамович, имея в виду вроде бы сделку с алюминиевыми активами. Но за этими словами маячит и другая знаменитая сделка – $13 млрд за «Сибнефть» от «Газпрома», т. е. от путинского режима. И если вдруг к режиму на Западе возникнут претензии, Абрамович свою позицию уже заявил.