От редакции: Выход с площади

Митинги протеста против результатов выборов – оказавшиеся вопреки ожиданиям массовыми и прошедшие по всей стране – на данный момент оставляют в растерянности и государство, и общество. Власть пока не придумала, как реагировать, общество пока не придумало, как контролировать реакцию власти. С учетом этой растерянности возможны разные варианты развития ситуации.

Развилки видны уже при рассмотрении требований московского митинга на Болотной площади.

1. Немедленное освобождение политзаключенных. Этот пункт власти выполнить проще всего, разве что она будет противиться самому наименованию «политзаключенные» в отношении задержанных после различных акций протеста оппозиционеров. Вряд ли выйдут на свободу Ходорковский и Лебедев (разве что ситуация для власти станет совсем аховой).

2. Отмена результатов выборов. Это очень трудный шаг, на него Владимир Путин пойдет только в крайнем случае. Пересчет голосов по отдельным участкам возможен – но не повлияет на общие результаты, которые уже утверждены ЦИК.

3. Отставка Владимира Чурова и расследование всех нарушений на выборах. С одной стороны, отправить Чурова послом, например, в Южную Осетию довольно легко. С другой стороны, это практически невозможно до президентских выборов, на которых Владимиру Путину нужен результат. Отставка Чурова станет плохим сигналом для остальных чиновников, мотивация которых на обеспечение результата также снизится. Что касается расследования нарушений и рассмотрения вероятных исков оппозиции в судах, то дела против наиболее одиозных глав избиркомов возможны, как и позитивные решения судов: повальные отказы будут восприняты как продолжение фальсификации. Митинги примут более радикальные резолюции.

4. Регистрация оппозиционных партий, принятие демократического законодательства о партии и выборах. Об упрощении регистрации власть заговорила еще до выборов, но непонятно, как и в какие сроки эта идея будет реализована. Будет ли этим заниматься ныне избранная, нелегитимная в глазах общества Дума? Зачем это ей?

5. Проведение новых открытых и честных выборов. Из резолюции непонятно когда. После изменения выборного законодательства? После выборов президента? Или прямо сейчас, с нынешними правилами и игроками?

Что касается протестующих, то многими поднимается вопрос лидеров и их отсутствия. Отсюда вырастает пессимистический сценарий № 1: диалог власти и общества будет минимальным, власти удастся заболтать перемены, а общество, не способное к рутинной ежедневной политике, устанет и потеряет интерес к митингам и отстаиванию своих политических прав.

Надо отметить, что опрошенные нами политологи, не сговариваясь, сочли проблему отсутствия лидеров надуманной. Более того, отсутствие лидеров в известном смысле стало условием единства на Болотной площади – слишком разные люди пришли туда. Всем этим разным людям необходимо изменение правил игры. Участие в субботнем митинге снимает для них табу на массовые действия, в обществе происходит качественный скачок – эти люди будут снова и снова участвовать в митингах, особенно после Нового года, когда начнется президентская кампания. Они будут самоорганизовываться для опротестовывания фальсификаций и нарушений в новой кампании, для наблюдения на выборах. В каком-то смысле эволюция наблюдателей приведет к сетевому сообществу контроля за властью, с которым власть вынуждена будет считаться. Лидеры в этом процессе постепенно вырастут сами.

Сценарий-2: власть не пойдет на диалог с протестующими, протест продолжится и дело дойдет до серьезных столкновений. Проблемы власти будут усугубляться с ухудшением экономической ситуации: на прошлой неделе власть потеряла средний класс, а бюджетники отвернутся в случае непопулярных реформ.

Сценарий-3: диалог будет минимальный, но регистрация партий будет облегчена, и тогда люди с Болотной площади получат прямое политическое представительство своих интересов, из которого вырастет новая Дума в 2016 г.