Константин Сонин: Проклятая тема

Тема образования для публициста – проклятие. Все готовы ее обсуждать до хрипоты. А вот слушать – нет. Точнее – с одним исключением, но вообще-то – нет.

Андрей Панов, когда уехал из «Ведомостей» учиться в INSEAD, стал лучшим, на мой взгляд, финансовым колумнистом в России. Сейчас он пишет регулярную колонку про образование, на мой взгляд, очень умно и интересно. Я не всегда согласен, но всегда есть о чем подумать, а что еще нужно от публицистики? И всё – в мертвую тишину. Популярная телеведущая Тина Канделаки пытается вести блог на «Эхе» про образование. Бьется за интерес, пытаясь все время цеплять острые темы и ставить интересные вопросы. Точно такой же эффект – как будто в подушку. Это по сравнению с ничтожнейшими поводами, которые всколыхивают время от времени общество...

Единственный шанс быть услышанным, когда выступаешь про образование, – это быть практиком, или точнее – большим начальником в вузе. Выступления ректоров привлекают значительное внимание. Мне тоже грех жаловаться – мои записи о создании современного бакалавриата (а как экспериментальная площадка – это проект, имеющий большее значение за пределами ВШЭ и РЭШ) и редкие колонки об образовании обсуждаются много и на разных уровнях, но это только подтверждает правило. Слова имеют ценность только потому, что это слова руководителя-практика.

Но нет правила, состоящего в том, что практик в области образования (да и во многих других областях) лучше разбирается в проблемах, чем специалист-теоретик. В большинстве областей человеческой деятельности «теоретики» разбираются куда лучше, чем «практики». Это не значит, что «теоретика» можно назначить на практическую работу и результаты улучшатся: мало ли каких качеств ему не хватит. Ученый-биолог разбирается в поведении медведя и в происходящих у него внутри процессах куда лучше, чем сам медведь, но это не значит, что ученый может выжить в тайге... Самых лучших результатов, как правило, добиваются «практики», которые умеют слушать советы «теоретиков».

Конечно, это связано с тем, что серьезного интеллектуального – не только с цифрами и примерами, но и с концепциями и теориями – обсуждения высшего образования у нас практически нет. Но даже когда оно ведется, мы этого обсуждения не замечаем.

В апреле The New York Times, главная газета мира, опубликовала статью о проекте, в котором ключевую роль играли мои коллеги из ИНИИ ВШЭ. Мария Юдкевич не просто руководила проектом с российской стороны – ей удалось вовлечь в общую работу крупнейших специалистов в области высшего образования в мире. Если бы это была экспериментальная физика и совместный проект такого уровня, мы бы все с ума посходили, а так что – образование, проклятая тема...