Александр Вершинин: Стойка счастья

Роскошные автомобили все чаще становятся полноценными арт-объектами

Покупатель этого монстра на колесах получит капот размером с небольшой аэродром, а в салоне – диванный гарнитур из итальянской гостиной

Боccы марки Cadillac, несмотря на рецессию и угрозу очередного кризиса, решились на выпуск нового флагманского лимузина. Единственная задача, которую он должен решить, – возрождение большого американского стиля в автопроме. Массивный заднеприводной седан длиной 5,3 м не добирает, правда, 40 см до кадиллаковских кабриолетов конца пятидесятых, у него не будет крыльев-плавников или задних габаритов в виде пули, как у легендарного 1959 Cadillac Series 62. Зато потенциальный покупатель этого монстра на колесах получит капот размером с небольшой аэродром, а в салоне – диванный гарнитур из итальянской гостиной. Машину будут разрабатывать на базе монументального, словно вырезанного из цельного куска гранита концепт-кара Cadillac Ciel, год назад поразившего публику своим необычным обликом.

Текущая дизайнерская философия Cadillac – Art and Scienсe – удачно описывает общий современный подход к конструированию топовых автомобилей. Они не просто роскошны и технологичны, но все чаще становятся полноценными арт-объектами, подвижными витринами, демонстрирующими вкусы своих владельцев.

Скажем, на днях фотошпионы выследили тестовый прототип Rolls-Royce Ghost Coupe – легкомысленную двухдверную версию лимузина, которая, как ожидается, станет самой быстрой моделью за всю историю бренда. Маскировочные панели не смогли скрыть исполинский двигательный отсек и сдвинутую к задней оси пассажирскую кабину автомобиля, превращающие купе в классическую «торпеду» – современную интерпретацию штучных люксовых купе тридцатых годов: Hispano-Suiza J12 или Bugatti Type 41 Royale.

У ценителей редкой кузовной формы shooting brake тоже праздник. Покупатели с неограниченным бюджетом уже могут найти в шоу-румах полноприводную модель Ferrari FF, покупатели с меньшей суммой – разместить заказ на купе-универсал Mercedes-Benz CLS Shooting Brake. У этих машин выдающиеся технические характеристики, и их можно смело выставить где-нибудь в центральном выставочном зале на Манежной.

Впрочем, чтобы создать настоящий арт-кар, совершенно необязательно конструировать автомобильный аналог памятника Петру I. Дизайнеры из BMW, создавая новую модель 6-й серии Gran Coupe, не стали ориентироваться на нашумевший артхаусный концепт четырехдверного купе BMW CS Криса Бэнгла. Серийную модель сгладили и упростили, но наградили оригинальным решением, превращающим автомобиль в произведение искусства. Достаточно взглянуть на среднюю стойку салона – там, где она пересекает линию боковых безрамочных стекол и передних дверей. Сами двери – совершенно неожиданно! – оказались длиннее стекол, они не образуют единую линию по вертикали, привычный ровный край отсутствует. В результате средняя стойка прикрывается сначала небольшим срезом стекла, а затем, отдельно, слоем сверкающего металла. Эту трехсложную композицию невозможно воспринимать как рядовой элемент кузова, ее надо оценивать как промышленный дизайн Филиппа Старка или Ора-Ито.

Самое интересное, что угроза экономического кризиса сыграла на руку автопроизводителям. Из крупных дельцов они на глазах превращаются в мастеров современного искусства. Их высокохудожественные машины появляются ровно в тот момент, когда автовладельцы затягивают потуже пояса. Покупать арт-объекты на колесах немыслимо, зато они становятся предметом обсуждения в бизнес-кругах и на посиделках, о них говорят с восхищением и ненавистью, любуются на расстоянии. Это и есть настоящая сила искусства.

Автор – продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»