От редакции: Бесчеловечный рост

Минэкономразвития внесло в правительство уточненный прогноз социально-экономического развития России на 2013–2015 гг. Если верить агентству «Финмаркет», изучившему документ, в нем, в частности, дана новая, позитивная оценка роли демографического кризиса в стране.

Логика такая. В России крайне низкие показатели безработицы. Продолжающееся сокращение трудоспособного населения (за предстоящие три года – на 1 млн человек) приведет к дефициту работников, работодателям придется либо увеличивать им зарплаты, либо инвестировать в модернизацию производств и повышение производительности труда (либо делать и то и другое). Таким образом, экономику будет двигать не только потребительский спрос, как раньше, но еще и инвестиции. Рост внутреннего спроса в 2013–2015 гг. составит 5,1–5,7%, рост производительности – 14,5%. Рост ВВП ускорится с 3,5–3,7% в 2012–2013 гг. до 4,3–4,5% в 2014–2015 гг.

Эту логику нельзя назвать безупречной. Статистика безработицы в России имеет ряд подводных камней, включая политическую мотивацию и жесткий Трудовой кодекс. Занятость в последнее время растет за счет теневого сектора: сейчас почти 22 млн человек (около 30% занятых) трудятся в тени (см. статью «Труженики тыла», «Ведомости» от 26.07.2012). Напротив, число работников крупных и средних предприятий, наблюдаемых Росстатом, за полгода сократилось на 112 000. Сокращение трудоспособного населения приводит и к росту давления на экономику со стороны пенсионеров.

Руководители предприятий давно кричат о нехватке квалифицированных рабочих рук, но это не стимулирует их к модернизации производства – главной стратегией сокращения издержек остается увольнение работников или перевод на неполный рабочий день. Тормозом становится пресловутый инвестиционный климат – планировать бизнес надолго в России невозможно.

На самом деле главная надежда Минэкономразвития – на рост инвестиций внутри страны и приток ПИИ (с 2014 г. прогнозируется чистый приток капитала). За революционные демографические выкладки министерство рискует получить массу обвинений в цинизме, но, возможно, это аргументация «от противного» – правительство должно понять, что именно политика ничегонеделания и получения личных выгод от плохого инвестклимата приводит ко все более циничным последствиям.