Мария Эйсмонт: Совет не без добрых людей

Президентский совет по правам человека и развитию институтов гражданского общества, еще недавно находившийся под угрозой самороспуска из-за массового исхода из него людей, набирает новых членов. На вакантные 13 мест претендуют 86 человек – конкурс, которому позавидовал бы хороший вуз. На фоне позорных приговоров Pussy Riot и Таисии Осиповой, после принятия Госдумой драконовских законов о митингах и иностранных агентах российским гражданам предлагается помочь Путину отобрать кандидатов в советники по правам человека.

Интернет-голосование на сайте совета, при котором не нужно вводить идентифицирующую информацию, слабо защищает от накруток, утверждают специалисты, да и в любом случае окончательный выбор остается за Путиным.

Не обошлось, конечно, без скандалов: глава Московского бюро по правам человека Александр Брод, не прошедший первый отсев, объявил голодовку. Снял свою кандидатуру и недовольный накрутками на сайте Денис Дворников, известный авторством «письма 55», защищавшего судебную систему от нападок общественности и СМИ во время второго процесса по делу ЮКОСа, он был претендентом в номинации «Судебная реформа: общественный контроль в сфере судебной власти».

Впрочем, эти демарши не удивляют, удивляет другое: в совет выдвинулись люди, известные не только безупречной репутацией и реальными делами, но и достаточным знанием российской действительности, чтобы быть заподозренными в наивности или подхалимстве.

Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, много лет посвятившая заботе о тяжелобольных и бездомных, на днях поделилась в блоге на «Эхе Москвы» одним из пришедших ей писем: речь шла об умирающей в страшных мучениях старушке, которую не берут ни в хоспис, ни в больницу, а на просьбу продать обезболивающие отвечают: «Что-то много она у вас лекарств жрет». «Я получаю по несколько звонков в день от журналистов, которые спрашивают, почему я согласилась на выдвижение в Совет по правам человека, – пишет Доктор Лиза. – Отвечаю: исключительно для того, чтобы таких писем было меньше. Хотя бы наполовину».

Выдвинула свою кандидатуру и Лилия Шибанова, председатель «Голоса», организации, которая может с гордостью приписать себе значительную часть успеха в организации движения народных наблюдателей на выборах. На вопрос, на что она надеется, Шевцова объясняет, что это хорошая медийная площадка и возможность хоть как-то контролировать ход жалоб по выявленным и доказанным нарушениям на выборах. Если ничего не получится, говорит Шевцова, мы всегда сможем уйти, хлопнув дверью, но попытаться стоит. «А что еще делать? Уезжать из страны?»

Аргументация знакомая. Ею пользовались многие из тех, кто входил в совет, но вышел из него, хлопнув дверью. Шанс на то, что, утверди их президент, новые члены совета смогут что-то реально изменить в отношении главы государства к правам человека, ничтожен. Но упрекать их в попытке отбелить режим тоже неверно: речь идет скорее о намерении установить границы этого режима, ведь если принято решение не пересекать внешние границы государства, остается найти и пересекать границы внутренние.