От редакции: Периферийная слепота

Вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев не смог посмотреть одно из крестьянских хозяйств Саратовской области, потому что дорогу туда размыло дождем. Второй человек в государстве, для которого не составляет труда прилететь, скажем, на Курильские острова, не может попасть в поволжскую деревню.

Премьер предложил «подумать, что сделать для развития сети сельских дорог». Дорог действительно не хватает, особенно региональных. Отсутствие нормальной транспортной сети – вообще одна из главных проблем государственного строительства: без коммуникации между разными частями огромной страны трудно говорить о единстве.

А ведь страна делится на части не только географически. Эксперты говорят о разных Россиях, живущих в совершенно разной социально-экономической ситуации, и даже о Россиях, живущих в разном времени, на разной стадии развития. Противоречия между разными частями страны нарастают, и у центра явно недостаточно понимания того, как их сгладить, и ресурсов для сглаживания.

Одно из традиционных противоречий – между столицей и провинцией. По данным свежего опроса ВЦИОМ, россияне по-прежнему считают, что Москва живет большей частью за счет регионов (82%) и что между москвичами и жителями других мест есть неприязнь (68%). При этом столица постепенно теряет привлекательность как место проживания. За шесть лет снизилась доля тех, кто хотел бы, чтобы его дети жили в Москве (с 19 до 15%), кто видит в Москве больше шансов получить хорошее образование (с 62 до 49%), трудоустройство (с 59 до 46%), заниматься бизнесом (с 41 до 33%). Действительно, в столице усилились транспортные, экологические, жилищные проблемы, огромное неравенство в доходах и т. д., и это становится хорошо известно не только москвичам.

В России, безусловно, есть другие крупные города и регионы, которые неплохо развиваются. Но это не значит, что Москва начинает отступать в конкуренции за людей. Скорее усиливается региональная автономизация (не путать с самостоятельностью), периферийные территории, финансируемые по остаточному принципу, застывают в депрессии.

Поэтому премьер и не может проехать в глухие места, если только в этих глухих местах не построена резиденция или не проводится какой-нибудь саммит.