От редакции: Ручное трудоустройство

Государство намерено массово трудоустраивать россиян и гастарбайтеров и готово выделить на эти цели значительные средства. Новая программа поддержки занятости населения на период до 2020 г. стоимостью 595 млрд руб. разработана Министерством труда и социального развития, сообщила вчера журналистам заместитель министра Татьяна Блинова. Более 70% средств из федерального и региональных бюджетов (436 млрд руб.) планируется выделить на борьбу с безработицей, создание новых рабочих мест, профессиональное обучение и повышение трудовой мобильности россиян. Еще 135 млрд пойдут на привлечение иностранных работников и 23 млрд – на развитие институтов рынка труда.

Программа, как и государственная политика на рынке труда в целом, оставляет противоречивое впечатление. Попытка долгосрочного планирования занятости, стремление заранее подготовиться к возможным негативным тенденциям в экономике и тем самым ослабить вероятный рост безработицы заслуживает внимания. Упорядочить привлечение трудовых мигрантов, сократить число нелегальных гастарбайтеров – также достойная цель. Проблемы – в расстановке приоритетных вопросов и методах их решения. В частности, более 46 млрд руб. в год только из федерального бюджета – больше, чем в кризисном 2009 году (43,7 млрд), – планируется выделить на борьбу с безработицей и поддержание занятости. При нынешних демографических тенденциях трудоспособное население сократится, а значит, снизится и число потенциальных безработных. По мнению экспертов ВШЭ, доля средств, которые планируется выделить на переобучение жителей депрессивных моногородов и стимулирование самозанятости, недостаточна. Доля безработных, обучавшихся новым профессиям в 2010–2011 гг., не превысила 8,5%, средства из бюджета на создание собственного дела получили 5%. При этом не ясно, насколько эффективными были эти расходы: мы не знаем, сколько новых предпринимателей не разорились и продолжили деятельность, создавая новые рабочие места.

Наконец, госпрограмма трудоустройства – это попытка бюрократического решения проблем рынка труда, которые породило чрезмерное государственное вмешательство в трудовые отношения. Проблемы рынка труда во многом суть следствие госполитики на рынке труда и в экономике.

Проблемы эти таковы: сокращение рабочих мест на крупных и средних предприятиях, уход значительной части бизнеса и работников в тень, а также чрезмерная концентрация привлекательных вакансий в мегаполисах и крупных агломерациях.

В 2000-е гг., особенно в период кризиса 2008–2009 гг., государство, используя жесткое трудовое законодательство и неформальное давление, запрещало увольнения работников, банкротство неэффективных производств. Последовательное соблюдение трудового законодательства мало сказывалось на уровне безработицы, зато негативно сказывалось на экономической активности. Невозможность своевременных увольнений и необходимость сохранять раздутый штат привели к проигрышу законопослушных компаний в борьбе с «правовыми нигилистами», которые обходили правила, используя коррупционные пути.

Государство препятствовало «созидательному разрушению». Оно не только сохраняло старые, неэффективные и нередко опасные для здоровья и жизни работников производства и тем самым мешало созданию новых рабочих мест. Владимир Гимпельсон, Ростислав Капелюшников и Зоя Рыжикова из ВШЭ в работе «Движение рабочих мест в российской экономике: в поисках созидательного разрушения» отметили, что бюрократическое вмешательство сказывалось и в периоды восстановления и роста. Новые рабочие места и человеческие ресурсы часто создавали не самые эффективные агенты рынка, а наиболее влиятельные политические лоббисты, которые конвертировали свое влияние в бюджетные средства на затратные мегапроекты и поддержание на плаву устаревших предприятий.