От редакции: Инновационный бизнес ФСБ

Специалисты из ФСБ намерены исправить Уголовный кодекс, чтобы облегчить себе процесс поимки шпионов. Чекисты хотели бы ужесточить понятия «шпионаж», «государственная тайна» и «государственная измена». В пояснительной записке к законопроекту авторы признаются: «Государственная измена в действующем оформлении является крайне сложной для доказывания, ссылки на недоказанность <...> проведения враждебной деятельности используются защитой в качестве основного аргумента для освобождения обвиняемых и подсудимых от уголовной ответственности и наказания».

Действительно, если доказывать вину трудно, то нужно расширить определение вины! Как же еще? В пятницу почти все депутаты, включая любителей фрондировать (449 из 450 депутатов «за»), согласились называть изменой «финансовую, материально-техническую, консультационную или иную помощь иностранным государствам, международным и иностранным организациям в деятельности, направленной против безопасности РФ». Депутаты утверждают, что поправки носят скорее технический характер (подробнее см. статью на стр. 02), но это очевидно не так. Формулировка о «деятельности в ущерб безопасности» (сейчас «враждебная деятельность в ущерб внешней безопасности») звучит менее конкретно, чем действующая, и тем самым дает спецслужбам большие возможности для расширительного толкования.

Документ возвращает нас к знаменитой 58-й статье сталинского УК. Она предусматривала наказание вплоть до расстрела за «сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями» (п. 3), «оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии <...> или непосредственно организованным этой буржуазией общественным группам и организациям в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности» (п. 4) и даже «передачу, похищение или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по запрещению закона или распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий» (п. 6). Показательно и другое: по предложенной ФСБ статье 283.1 (незаконное получение сведений, содержащих гостайну) осужденным может оказаться человек, который случайно узнал секретные данные.

Сегодняшняя ситуация, впрочем, отличается от сталинской. Сталин секретил все подряд, чтобы в шпионаже можно было обвинить кого угодно. Это позволило сковать общество страхом и практически полностью исключить какие-либо вызовы власти. Не забудем также, что советские чекисты вели активную агентурную и подрывную деятельность в иностранных государствах. Сталин, естественно, ожидал, что «иностранная буржуазия» занимается тем же.

У современных наследников ЧК не такие архаичные задачи. Им нужна не просто новая 58-я, а 58-я с бизнес-уклоном. Расширительное толкование госизмены и разглашения гостайны – это больше дел по тяжким статьям. Такие дела можно расследовать дольше обычных, попутно зарабатывая на их возбуждении и закрытии. Кроме того, это возможность получить дополнительные санкции суда на прослушивание и слежку за любыми людьми, замеченными в контактах с иностранцами. На рынке неформальных госуслуг может появиться новый товар. Проще говоря, новый закон позволит ФСБ расширить бизнес. Причем, в инновационном ключе. Вот вам и модернизация.

Кроме того, документ поможет улучшить ведомственную отчетность. Пока громкие заявления чекистов о раскрытии шпионских сетей не подтверждаются статистикой. По данным Судебного департамента при Верховном суде, в 2009 г. за госизмену было осуждено четыре человека, в 2011 г. – шесть, за разглашение гостайны – восемь и 14 соответственно.

Кроме того, если поправки пройдут, под разглашение тайны и ущерб безопасности можно будет подвести материалы, например, о фальсификации итогов голосования, о незаконном обогащении чиновников и сотрудников спецслужб. Вот вам и борьба с коррупцией.