От редакции: Депутаты рассмотрят законопроекты повнимательнее

Правящая партия озабочена качеством законотворчества и намерена отфильтровывать некачественные инициативы депутатов. Думская фракция «Единой России» создала экспертно-консультационный совет по работе над законопроектами, который будет оценивать разработанные парламентариями документы, сообщила вчера депутат Надежда Школкина. По ее мнению, многие законопроекты, предлагаемые депутатами и региональными законодательными собраниями, недостаточно юридически проработаны. Школкина уточнила: совет «не направлен на отсеивание глупых идей, а нацелен, чтобы законы были качественные».

Что же, создание дополнительного фильтра, способного отсеять часть негодных новелл, вполне актуально. Удивительно, что «Единая Россия» озаботилась этим только сейчас, когда работу Думы уже сравнивают с работой множительной техники. Законодательный конвейер – беда последних созывов Госдумы. В 2008–2011 гг. депутаты одобрили 1563 закона (в 2004–2007 гг. – 1121, в 1999–2003 гг. – 823). Летом 2010 г. один из лидеров доминирующей фракции отрапортовал о рекордной производительности в весеннюю сессию – 249 законов. На следующий год рекорд был побит – 270. На этом фоне последняя весенняя сессия выглядит образцом вдумчивости – всего 144 закона. Но надо учитывать, что каждая новелла принимается в трех чтениях, некоторые перенесли на осень, более 200 законопроектов отклонили. Весенняя сессия – это пять месяцев, значительную часть этого времени депутаты проводят в регионах. Заседаний, даже с учетом внеочередных, редко бывает больше 30. Как следствие, в среднем на обсуждение законопроекта уходит менее часа, на одно чтение, даже на ключевое второе, и того меньше. Скорострельность не раз негативно сказывалась на качестве законов. Можно вспомнить быстро принятые прошлым созывом и так же быстро отмененные повышение транспортного налога, разрешение максимально допустимой нормы алкоголя в крови или 100 поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Предложенный вчера предварительный экспертный фильтр вряд ли сможет существенно улучшить качество законов. Едва ли депутаты будут серьезно критиковать проекты партийных лидеров. Кроме того, в последние годы ключевыми акторами законотворчества были президент и правительство. Станут ли депутаты фильтровать проекты, пришедшие из Кремля, – вопрос риторический.

Не влияют на качество законодательства и другие институты, которые вроде бы должны этим заниматься. Общественная палата не может отбраковывать негодные законопроекты. Совет Федерации, который отклоняет всего один-два закона за сессию, не выполняет роли выходного фильтра.