От редакции: "Закон Димы Яковлева" против акта Магнитского

Депутаты Госдумы ответили на американский «акт Магнитского», запретивший въезд в США российских чиновников, причастных к смерти юриста, и арестовавший их зарубежные активы. Ответ оказался ожидаемо неуклюжим. Персонами нон грата в России объявят американцев, причастных к аресту и осуждению Виктора Бута и Константина Ярошенко, сотрудников лагеря в Гуантанамо и садистов – усыновителей российских детей.

Возмущает то, что парламентарии намерены назвать свой закон именем погибшего от рук американских приемных родителей двухлетнего Димы Яковлева.

За постсоветские годы иностранцы усыновили десятки тысяч российских детей, 19 из них погибли в США. Каждая смерть вызывала обоснованные требования МИДа и (или) уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова расследовать трагедию и строго наказать виновных.

Но наши дети куда чаще гибнут у себя дома и на улице от рук родных и приемных родителей, умирают в больницах, проваливаются под лед и в канализационные люки, пропадают без вести из-за безответственности взрослых. Можно вспомнить трагедию в Брянске, где в марте 2012 г. родители убили девятимесячную Аню Шкапцову и пытались инсценировать ее похищение. Позавчера в Москве лишь участие прохожих спасло от гибели новорожденного, брошенного матерью в коляске. На Алтае, сообщает Следственный комитет, похожий случай привел к смерти ребенка. Случаи необъяснимой жестокости к детям и поразительной беспечности, стоящей жизни беззащитным малышам, можно найти в любой ленте новостей. По словам Астахова, в России ежегодно 100000 детей становятся жертвами преступлений, 1500 погибают, 25000–27000 пропадают без вести. Но депутаты не называли законы, карающие за преступления против детей, именами троих убитых детей Марии Шкарупы или вовремя не найденной Лизы Фомкиной. Что помешало Думе издать именные законы? Стремление не бередить раны родных, нежелание говорить о масштабах проблемы или невозможность устроить пиар? «Закон Димы Яковлева» выглядит диким и аморальным, а вовсе не симметричным ответом США. Кстати, с Гуантанамо получилось тоже неуклюже: вернувшиеся из американского лагеря россияне быстро оказались в российских тюрьмах или умерли при странных обстоятельствах.