От редакции: Больше законов – сильнее ручное управление

Рожденные как политические сигналы, эти законы и выполняться могут только по сигналу «сверху»

Еще один печальный эффект от галопирующего законотворчества российской власти заключается в том, что резко возрастает роль ручного управления.

Межрегиональная ассоциация правозащитных организаций «Агора» не смогла получить от Министерства юстиции четкого ответа на вопрос, является ли она иностранным агентом и должна ли вставать на учет и регистрироваться в специальном реестре. Закон об НКО – иностранных агентах вступил в силу в конце ноября, Минюст понемногу разрабатывает порядок его применения, но пока в реестре на сайте министерства нет ни одного названия. Руководитель «Агоры» Павел Чиков в декабре потребовал от министерства разъяснить положения закона, в частности – очень широкую формулировку «политической деятельности» (неполитические НКО не считаются агентами, даже если получают зарубежное финансирование). В среду в «Агору» пришло письмо из Минюста, в котором министерство отказывается толковать закон, так как это не входит в его компетенцию, но при этом сообщает, что на основании имеющихся сведений не может сделать однозначный вывод о наличии у ассоциации признаков НКО – иностранного агента.

С 1 января начал действовать и российский ответ на американский акт Магнитского, закон, в том числе запрещающий американским гражданам быть членами или руководителями НКО и дающий Минюсту право приостанавливать работу НКО, если они финансируются американцами. Эти положения были срочно приняты Думой, потому что закон об НКО – иностранных агентах уже в декабре выглядел неработающим: единороссы тогда признавались, что не могут ничего сделать с правозащитниками, отказывающимися регистрироваться как агенты. Этот новый закон, как и старый, правозащитники собираются оспорить в Конституционном суде.

На самом деле Дума приняла в прошлом году не один и не два таких абсурдных закона, которые никто не знает как выполнять в рамках существующей системы права. Рожденные как политические сигналы в адрес той или иной группы людей, эти законы и выполняться могут только по сигналу «сверху». Это значит, что Кремлю надо увеличивать штат «администраторов законов» – людей, которые будут принимать решения, кого стоит судить, кого не стоит.