От редакции: Игра в ВТО

Полгода членства России в ВТО показали: мы совершенно не готовы играть по правилам, даже если под ними торжественно подписались. Не успели высохнуть чернила на международных торговых соглашениях, как Россия уже ринулась их нарушать.

Да какие там чернила – позорящий страну закон о введении утилизационного сбора с импортных автомобилей утверждался чуть ли не в ночь перед официальным вступлением в ВТО. Чтобы снижение пошлин на новые иномарки не дало возможности россиянам покупать качественные машины по нормальной цене, правительство ввело утилизационный сбор на импортные авто. Разговоры об экологии никого не могут обмануть – это наивно замаскированный протекционизм.

Чем дальше – тем больше. ВЭБ выдает иностранным авиакомпаниям кредиты на $2,5 млрд, чтобы те закупали наши самолеты SSJ. Минпромторг по просьбе ОМЗ лоббирует идею ввести пошлины на импорт оборудования для производства руды и стали. «Наше сельское хозяйство для нас важнее обязательств по ВТО», – заявил во вторник Дмитрий Медведев. И велел выделить крестьянам 42 млрд руб. на защиту от иностранной конкуренции.

Наши чиновники называют то, что они делают, «умным протекционизмом». Но со стороны их изобретательность выглядит иначе. Россия как будто вызвалась бороться за звание чемпиона мира по футболу, но продолжает играть по местным правилам – руками.

Глава Сбербанка Герман Греф объясняет это тем, что россияне просто не знают правил игры: выступая на Гайдаровском форуме, он сокрушался, что никто из чиновников не удосужился прочитать соглашение с ВТО, не говоря уже о бизнесменах. Отсюда столько мифов и домыслов, которые сопровождают присоединение к ВТО. На самом деле проблема в другом: слишком глубоко укоренилась привычка российского чиновника к тому, что одни правила существуют для всех, а другие – для него и его друзей.

И к тому, что закон всегда можно обойти – были бы деньги. Тот факт, что международные обязательства в рамках ВТО действительно придется соблюдать, а если не соблюдать, то нести за это полную ответственность, до их сознания еще не дошел.

Привыкшие к честным правилам игры иностранные производители, чьи интересы нарушает Россия, будут требовать от нее выполнения взятых на себя обязательств. Если ВТО признает обоснованность их претензий, другие страны получат право на адекватный ответ.

И совсем не обязательно он будет направлен на ту же отрасль, где были ущемлены права иностранных производителей. Трудно себе представить, что кто-то будет запрещать российские автомобили на европейских рынках – их и так там никто не покупает по причине низкого качества. Или что кто-то попробует ограничить продажу российской нефти и газа. К сожалению, наказаны будут другие российские экспортеры – как раз те, кто меньше всего этого заслуживает.

Потому что те редкие российские экспортеры, которые пробились на зарубежные рынки, – это самая передовая и успешная часть отечественной экономики. Они единственные оказались способны конкурировать на международном уровне. И они же первыми пострадают при ответных мерах на российский протекционизм. «Хитроумно» нарушая правила ВТО, чтобы защитить самые неэффективные отрасли, Россия получит удар по самым лучшим, потеряв главный выигрыш от вступления в ВТО.