От редакции: Статус депутата теряет в значимости и цене

Решение Владимира Пехтина сложить полномочия депутата Госдумы – свидетельство того, что депутатский мандат дешевеет.

Пехтин не одинок: вчера стало известно, что уходит Анатолий Ломакин, позавчера Дума удовлетворила просьбу Василия Толстопятова, в октябре ушел Алексей Кнышов. Все они единороссы, всех оппозиция подозревала в нарушении закона о статусе депутата (неверные данные в декларации или продолжение ведения бизнеса). Но случай Пехтина, конечно, самый показательный – один из лидеров фракции, депутат четырех созывов, потому, вероятно, и скандал с обвинениями во владении недвижимостью в Майами получился громким.

Оказывается, что одному из лидеров фракции партии власти такого уже не прощают.

В чем была в последние 10 лет привлекательность работы в Думе? Социальный пакет, возможность зарабатывать на лоббизме, помощь в решении бизнес-вопросов (особенно если бизнес с государством) и, конечно, неприкосновенность. Если ты был депутатом, правильно колеблющимся вместе с линией администрации президента, на какие-то твои вредные привычки государство закрывало глаза. Взамен ты должен был правильно голосовать, «инициировать» правильные законопроекты и говорить правильные слова в эфире. Депутаты-спортсмены, певцы и токари нужны были еще для повышения авторитета Думы в широких слоях населения.

Но сейчас востребована лишь издательская функция Думы. Собственно, нечестные выборы декабря 2011 г. уже привели к обвалу ее авторитета. Стремясь подавить возникший в обществе протест с помощью репрессивных законов, Кремль еще больше опустил Думу в глазах населения: понятие «взбесившийся принтер» отражает не только скорость печатания, но и отсутствие здравого смысла в действиях депутатов.

И еще одно: если приходится выбирать между условным статусом важной персоны в России и реальным статусом богатого человека в мире, то выбор, кажется, делается в пользу последнего. На смену пехтиным и ломакиным придут другие, менее импозантные, менее заслуженные – зато и с недвижимостью не в Майами, а в Лужках и владеющие не крупными корпорациями, а заводом ЖБИ.