Михаил Прохоров: Кипру следует отказаться от обязательной всеобщей экспроприации

В ближайшие день-два власти Кипра примут решение о том, по какому пути пойдет Евросоюз со своей экономической политикой. Пока предлагается троцкистский путь – конфискации и разверстки. Не буду оригинальным, если скажу, что, по моему глубокому мнению, это большая ошибка со стороны экономических властей ЕС и Кипра. Де-факто ради спасения государств-банкротов и проигравшихся на финансовом рынке банков убиваются все кипрские банки, а не только плохие вместе с доверием к европейскому банковскому сектору. И оплачивать это должны юридические и физические лица, поверившие в нерушимость ценностей частной собственности в ЕС.

Я не настолько наивен, чтобы полагать, что власти ЕС и Кипра развернут все на 180 градусов. Решение в том или ином виде уже принято, сейчас идет торговля по деталям. Экспроприация частной собственности практически свершилась, речь идет лишь о ее размере. Вместе с тем я полагаю: еще есть шанс серьезно исправить ситуацию. Для этого необходимо сделать всего две вещи.

Во-первых, отказаться от обязательной всеобщей экспроприации части вкладов и (или) остатков на счетах в кипрских банках. Гораздо более рыночной была бы практика, при которой власти предоставили бы банкам выбор: докапитализироваться за счет средств вкладчиков либо каким-либо иным способом. При таком варианте сильными конкурентными преимуществами обладали бы банки, имеющие возможность привлечь дополнительный капитал, например, у своих акционеров.

Конечно же, банкам не обойтись без помощи государства и бизнеса, потому что сокрушительный удар по доверию уже нанесен. Главное сейчас, чтоб он не стал фатальным.

Так, уверен, кипрская «дочка» ВТБ при поддержке материнского банка могла бы обеспечить собственную докапитализацию без изъятия денег клиентов. В такой ситуации дочерний банк имеет шанс в одночасье превратиться в доминирующего игрока на розничном рынке Кипра. Рынок на то и рынок, чтобы отделять слабых игроков от сильных.

Во-вторых, Кипр должен привлечь Россию в качестве равноправного третьего участника для решения проблемы. Россия уже является кредитором Кипра, имеет достаточные финансовые возможности для спасения финансовой системы Кипра рыночными способами. Если мы думаем, что Россию никак не касается финансовый кризис на Кипре и в ЕС, мы глубоко заблуждаемся. ЕС – наш крупнейший торговый партнер, а Кипр, напомню, входит в тройку крупнейших инвесторов в нашу экономику. При этом важно, чтобы российские власти выступили с представителями бизнеса единым фронтом. По сути, власть должна представлять позицию бизнеса, а частный бизнес – отстаивать позицию государства. Это позволит гарантировать устойчивость российской финансовой системы и ее вкладчиков.

Убежден, что в случае принятия вышеобозначенных мер Кипр сможет сохранить уже изрядно подорванное доверие инвесторов, а Россия продемонстрирует активную позицию на европейском пространстве. Кипр – важный российский партнер, и мы должны поддержать его. Я продолжаю оставаться сторонником единой Европы, где Россия – ведущая европейская экономика. Именно сейчас у нас есть шанс продемонстрировать позицию сильного игрока на мировой арене.