От редакции: Кто и зачем проверяет сотни некоммерческих организаций

На днях прокуратура и другие надзорные органы пришли с проверками в сотни некоммерческих организаций во многих регионах России, в том числе в хорошо известные в стране и за рубежом «Мемориал», «Беллону» и Институт развития свободы информации (ИРСИ). Волна проверок НКО (подробнее см. статью на стр. 02) уже вызвала обращение 38 членов Совета при президенте по правам человека к генпрокурору Юрию Чайке и заставляет задуматься о причинах и целях массированного десанта контролеров.

Некоторые организации «навестили» по плану, другие, как «Мемориал» или ИРСИ, не значились в перечне контрольных мероприятий региональных управлений Минюста. По закону об НКО внеплановый визит прокуратуры возможен в ответ на обращения граждан и (или) организаций о нарушениях их избирательных прав. В случае с «иностранными агентами» проверки возможны также в случае «сигналов» об экстремизме. Налицо парадокс: если мероприятия плановые, то зачем нужна прокуратура? Если же идет проверка на экстремизм, то при чем тут налоговики, пожарные, трудовая инспекция? Известно, что многие НКО, особенно пользовавшиеся средствами зарубежных жертвователей, и раньше «жили под микроскопом», ежегодно сдавали отчетность и проходили аудит. Запросы на копирование сотен документов, которые есть в других госструктурах, наводят на мысль, что цель проверок – не выявление экстремизма или нелегальных денег, а стремление утопить сотрудников НКО в бумажном море, дезорганизовать на тот или иной период работу экологов или правозащитников. В будущем такие визиты могут быть ежедневными: поправки в закон об НКО позволяют прокуратуре приходить по любому «сигналу».

Нынешние проверки выглядят местью правозащитникам, опротестовавшим закон «об иностранных агентах» в Страсбурге. Одновременно волна активности может быть вызвана стремлением прокуратуры продемонстрировать свою значимость. Парадокс еще и в том, что парализованные государством НКО выполняют ту работу, которую должно выполнять современное правовое государство: обеспечивать соблюдение закона на выборах, следить за соблюдением прав граждан, особенно прав меньшинств и обездоленных. Российское государство делает эту работу плохо и пытается наказать тех, кто делает ее хорошо.