Тимофей Дзядко: «Роснефть» укрепляется на газовом рынке

«Роснефть» не успела стать крупнейшей в мире по добыче и запасам публичной нефтяной компанией (после покупки ТНК-BP), как заявила об амбициозных планах в газовой сфере. Сама сделка позволила госкомпании серьезно укрепить позиции в этой области – добыча газа компанией вырастет почти в 4 раза до более чем 40 млрд куб. м в год (10% внутреннего рынка). Но к 2020 г. «Роснефть» намерена добывать 100 млрд куб. м, а ее доля удвоится. Причем компания уже нашла покупателей на три четверти этого объема.

Планы крупнейшего российского независимого производителя газа – «Новатэка» скромней: компания намерена увеличить добычу с 59,5 млрд куб. м лишь до 90 млрд куб. м. В прошлом году «Роснефть» уже увела у него крупного клиента – «Интер РАО», с которой подписала контракт на 25 лет.

А нынешний бесспорный лидер – «Газпром», контролирующий 73% рынка, особо не сопротивляется усилению конкуренции. Доля «Газпрома» может снизиться до 60–70%, признает его представитель. Компания не снизит объемы поставок, просто рынок вырастет, добавляет он.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин явно настроен решительно. Он уже поддержал инициативу «Новатэка» об отмене монополии «Газпрома» на экспорт сжиженного природного газа (СПГ). А на Дне инвестора указал на несправедливую разницу в налогах для нефтяных и газовых компаний: «Мы почти 3 трлн руб. будем приносить в бюджет, а «Газпром», который несравнимо больше нас, – 1,5 трлн». Однако вытеснять компанию на зарубежных рынках «Роснефть» пока не собирается. «Работа на внутреннем рынке нас вполне устраивает», – сказал Сечин.

Но президент «Роснефти» иногда серьезно пересматривает свою позицию. Так, еще месяц назад он выступал резко против выкупа акций у миноритариев «ТНК-BP холдинга» или хотя бы выплаты по ним дивидендов, а во вторник заявил, что будет защищать интересы всех акционеров, в том числе миноритариев холдинга.

Приобретение ТНК-BP, за которую «Роснефть» только деньгами заплатила $44,4 млрд, а также 12,84% собственных акций, не помешало госкомпании продолжить экспансию. Вчера она завершила покупку 13,7% акций итальянской нефтеперерабатывающей компании Saras за 178,5 млн евро у наследников ее основателя Анжело Моратти. Итальянцы недоумевают, зачем российской компании понадобилась доля в компании с убытком в 90 млн евро. Они даже выдвигают конспирологическую версию о том, что наследники Моратти нашли покупателя через президента Eni Паоло Скарони, который неплохо знаком с российским президентом Владимиром Путиным. В «Роснефти» это не комментируют, но дают понять, что собираются активно участвовать в развитии компании. «Роснефть» уже объявила о намерении увеличить свою долю до более 20%, а Сечин выразил готовность войти в ее совет директоров. Для нефтяной компании с амбициями второго игрока на газовом рынке России такая сделка как капля в море, ее всегда можно обосновать поиском новых рынков сбыта.