От редакции: Медиа для Путина важнее реальности


Одиннадцатая прямая линия Владимира Путина обновила рекорды по некоторым показателям. Президент общался с народом 4 часа 47 минут, к началу эфира ему поступило 1 750 000 вопросов (по телефону, sms-каналу, интернету), за время эфира в колл-центр поступило еще около 2 млн вопросов – это рекордные цифры. А вот ответил Путин только на 85 (в прошлый раз – на 88).

Поскольку прямая линия давно стала регулярной, а вопросы граждан и ответы президента примерно одни и те же, статистика выходит на первый план. Это как в футболе: игра забывается, а счет – на табло. Но статистика показательна сама по себе. Она подтверждает как минимум в 11-й раз, что Путин – главная медиафигура, самый популярный виджей, блогер, журналист и артист. По просмотрам, обсуждаемости и цитируемости ему нет равных. Телевизионщики заслуженно гордятся масштабами проекта «Прямая линия» – действительно, это одно из самых дорогих, важных и рейтинговых шоу.

Это медиалидерство Путина известно давно и не удивляет. Кроме привлекающего естественное внимание должностного статуса (как у других президентов) он имеет (в отличие от многих президентов) особые возможности. Если использовать интернет-метафору, Путин не только самый популярный блогер, но и самый могущественный модератор. Он хозяин этого интернета – т. е. внутрироссийской медиасреды. Он задает и, когда хочет, меняет здесь правила игры. Контроль в медиа позволяет ему быть лидером без конкретной и ясной программы действий – ведь это так старомодно.

Если у лидера есть конкретная политическая и экономическая программа, с которой отлично знакомы его соратники, то к нему и вопросов будет меньше. Правда, по итогам реализации программы с лидера и его соратников могут спросить. План Путина тем и хорош, что расплывчат, неопределенен и не предполагает ответственности; оказывается, что даже за невыполнение пресловутых «майских указов», которые «за все хорошее против всего плохого», правительству ничего не грозит.

А поскольку на Путина замкнута вся официальная власть в стране, то гражданам больше неоткуда узнать хотя бы кусочек плана. Поэтому надо каждый год звонить Путину и спрашивать его. А Путин, как хозяин медиа, может ответить, не ответить, ответить сегодня так, а в следующем году – иначе.

Все хорошо в этом формате управления, кроме связи с реальностью.