Статья опубликована в № 3342 от 13.05.2013 под заголовком: Правила игры: Вызовы XXI века

Константин Сонин: Как приспособиться к новому миру

Наблюдая за идущими у нас в стране дискуссиями об образовании – и школьном, и высшем, – можно подумать, что основными вопросами являются вопрос о едином школьном учебнике по истории, каких-то списках обязательных книг для чтения по литературе и личности министра образования. Эти вопросы, конечно, интересно обсуждать. Но мне, преподавателю вуза и отчасти школьному учителю, кажется, что эти вопросы не так уж актуальны. У меня есть несколько вопросов, на которые я хотел бы получить ответы, получше и побыстрее.

Во-первых, каким образом обучать ребят ориентироваться в ситуации, когда окружающая нас обстановка меняется быстро и навыки, приобретенные вчера, становятся ненужными сегодня? Во-вторых, как отвлечь студентов и школьников от мобильных телефонов во время урока?

Вуз, в котором я работаю (РЭШ), и программа, в которой я преподаю (Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ), элитарные. Большинство студентов бакалавриата – победители или призеры всероссийских олимпиад по экономике или математике. На первом курсе я читаю «Введение в экономику» – курс, основная задача которого – научить ребят говорить про экономику (занятия выглядят скорее как семинары, чем как лекции) и писать короткие эссе, за которые и ставится основная оценка. И вот что меня смущает: студенты жалуются, что критерии оценок за эссе размыты – в этом случае трудно писать. А если четко сказать, за что какие баллы, то результат потрясающий: требования к структуре и содержанию выполняются идеально, проанализирована именно та литература, на которую нужно ссылаться, ссылок и цитат ровно столько, сколько, по критерию, оптимально... Более того, первокурсники у нас очень сильные – заметно, как хорошо ребята подстраиваются под персональные свойства лектора. (Это легко увидеть, когда сданные эссе по тем же критериям проверяет другой профессор.)

Хорошо? Не уверен. Мне бы хотелось, чтобы писались хорошие работы при размытых (не очень, конечно) критериях. Делать задание так, как сказал учитель, – это задача для школы, а университет должен учить ориентироваться и в ситуациях, когда задача не разбита на подпункты. Исследования рынка труда показывают, что навыки, нужные на какой-то конкретной работе, устаревают в современном мире за считанные годы и никто не подскажет, какие новые навыки нужно осваивать и когда, не дожидаясь устаревания, начинать. Подстраивание под учителя – еще более явное наследие школы, в которой (в нашей стране, по крайней мере) ученики проводят много времени с одним и тем же учителем.

А про мобильные телефоны ответ кажется простым. И на уроках, и на лекциях я запрещаю ими пользоваться, в том числе для игр и sms, – не потому, что они мешают мне (если звук отключить, то не мешают), а потому, что не дают слушателям концентрировать внимание на том, что говорю я или их соученик. Но вот не мешает ли ребятам такой запрет – не начинается ли у них своего рода «информационная ломка», – не знаю, а хотелось бы узнать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать