Тимофей Дзядко: «Газпром» переключился на новый мегапроект

Но на европейский рынок смотрит не только «Газпром»; уже в 2020 г. поставки в этот регион могут начать США, которые готовятся стать нетто-экспортером, да и доля «Газпрома» на местном рынке в последнее время только падает. В итоге может получиться, что российская компания будет конкурировать не только с существующими игроками на европейском рынке, американцами и другими российскими компаниями («Новатэком» и «Роснефтью»), которые вот-вот добьются отмены монополии на экспорт хотя бы СПГ из России, но и сама с собой. Поставки сжиженного газа будут не дополнять трубопроводный газ, как обещает Медведев, а, наоборот, его вытеснять. И тогда «Газпрому» придется отказываться уже не от одного мегапроекта (очередного СПГ-завода, строительство которого оказалось нерентабельным), а сразу от нескольких – расширения «Северного потока» и Ямал – Европа, строительства «Южного потока».

Не успев отложить в долгий ящик один мегапроект – освоение гигантского Штокмановского месторождения, которое должно было стать базой для завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), «Газпром» решил вернуться к другому – строительству СПГ-завода на Балтике. Этот проект замышлялся еще в 2004 г., но в итоге был признан нерентабельным и отложен из-за подготовки к строительству предприятия на Штокмане.

Предправления «Газпрома» Алексей Миллер еще в конце мая обещал в ближайшее время представить «принципиально новый СПГ-проект», а его заместитель Александр Медведев лишь уточнил, что новый завод может появиться в европейской части России, но другие подробности держались в секрете.

На этой неделе о проекте проговорился вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов, который рассказал журналистам, что на Петербургском международном экономическом форуме «Газпром» и область собираются подписать меморандум. По его данным, компания сейчас выбирает площадку в Кингисеппском и Выборгском районах, стоимость проекта, как обычно, составит миллиарды долларов.

И все вроде говорит в пользу строительства этого завода. Неподалеку от каждой из площадок проходит нитка, связывающая единую газотранспортную систему «Газпрома» с «Северным потоком», так что проблем с поставками сырья не будет. Оба участка находятся недалеко от берега: в Кингисеппском районе – на юге Финского залива (порты Усть-Луга и Вистино), в Выборгском – на севере (порты Высоцк, Выборг, Приморск), так что и проблем с транспортировкой СПГ быть не должно. И рынок сбыта вроде есть: страны Европы стремятся увеличить долю сжиженного газа, а в прошлом году его поставки сократились на четверть, так как Катар перенаправил свой газ в Азию, где цены выше. Да и проблему с нормами Третьего энергопакета этот завод мог бы решить: для поставок СПГ не нужен трубопровод и от российской компании уже никто не сможет требовать отделить транспорт от добычи.

Но история со Штокманом показывает, что ничто не мешает руководству компании потратить несколько лет на разработку проекта, переговоры с партнерами и в итоге от него отказаться, вернее, оставить его для будущих поколений.