Анфиса Воронина: Индекс автомобиля

На дворе только март, но уже почти никто из производителей, дилеров, чиновников и отраслевых аналитиков не сомневается: если не произойдет чуда, в этом году в России будет продано меньше автомобилей, чем в прошлом. В январе продажи были ниже прошлогодних на 6%, в феврале - на 2% (покупатели старались поскорее вложить дешевеющие рубли, объясняют дилеры).

Теперь спор скорее всего не о том, будет ли чудо, а о том, каков будет минус по сравнению с прошлым годом. Например, Ассоциация европейского бизнеса, в которую входит подавляющее большинство производителей, назвала свой прогноз в январе - 2,73 млн легковых автомобилей и LCV (т. е. минус 1,8% от 2013 г.) - и с тех пор его не меняла. Замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов на этой неделе заявил, что весь авторынок может снизиться на 2,8-6,5%. Но одновременно Ford Sollers, например, рассматривает возможность остановить производство во Всеволожске на целых два месяца - с 11 апреля по 9 июня. А президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон говорит, что вполне допускает плохой сценарий - просадку рынка на 20%.

Какой из этих прогнозов окажется ближе к реальности, сейчас сказать едва ли возможно. Но очевидно, что среди жертв экономических заморозков автомобили окажутся в числе первых. Накопления, которые люди хотят потратить, опасаясь девальвации, быстро закончатся. Автопарк в крупных городах, желание жителей которых ездить на все более хороших машинах двигало рынок, за последние годы успел обновиться. Банки выдают автокредиты все менее охотно. Наконец, продолжит дешеветь рубль - подорожают и импортные автомобили, и иномарки российской сборки (у самой «локализованной» иномарки - Renault Logan - российских деталей все равно только 75%).

С другой стороны, автопром - одна из самых «международных» отраслей российской экономики: по данным «АСМ-холдинга», из 1,9 млн легковушек, произведенных в России, почти 1,4 млн пришлось на иномарки российской сборки. Если и политическая ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию, и санкции против России будут серьезными, в щекотливой ситуации могут оказаться и инвесторы в российский автопром - из Германии, Франции или Японии, и их российские партнеры, и, возможно, правительства родных для этих инвесторов стран.

Так что автомобиль будет лакмусовой бумажкой настроений не только российских потребителей, но и иностранных правительств и производителей.