Алексей Никольский: Почему украинская армия штурмовала Славянск два месяца

«От 80 до 90 процентов личного состава и 90 процентов вооружения выведено из города». Игорь Гиркин (Стрелков) министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики

Когда 12 апреля отряд во главе с отставным подполковником ФСБ Игорем Гиркиным (Стрелковым) занял 120-тысячный Славянск, он насчитывал всего 20 человек. Уже через несколько часов над городом летали украинские ударные вертолеты, а вскоре была предпринята неудачная попытка украинской бронеколонны отбить город. Попытки разгромить стрелковцев силами спецподразделений украинских спецслужб провалились в последующие дни, а уже начиная со 2 мая украинские силовики предпринимали неоднократные попытки занять Славянск с использованием всего арсенала украинской армии, включая авиацию и артиллерию, калибр которой возрастал с каждой новой попыткой. Возрастала и численность отряда Стрелкова - в мае он заявил, что под его командованием находится «неполный батальон», а из окружения в субботу было выведено, судя по всему, от 500 до 1000 человек.

Местные жители говорят, что больше половины людей Стрелкова составляли жители самого Славянска, остальные - добровольцы из Донбасса и других регионов Украины. Добровольцы из Крыма и остальной России составляли явное меньшинство. Охотничьи ружья и карабины визуально исчезли из арсенала стрелковцев на блокпостах где-то к концу мая, а к захваченным еще в апреле нескольким бронемашинам и самоходному миномету «Нона» новая бронетехника добавилась лишь в середине июня. Из всего этого следует, что Стрелков испытывал явные трудности со снабжением (которое почти прервалось в конце июня), однако смог продержаться против тяжеловооруженной украинской армии целых два месяца, что явно противоречит военным «законам физики». И после этого он еще раз проявил свои военные способности и вывел основную часть отряда из почти замкнувшегося кольца. Нет сомнений, что руководство украинской антитеррористической операции планировало уничтожить основную часть его отряда в самом Славянске и его окрестностях - об этом свидетельствует его обещание открыть для оставшихся жителей города «коридор» в начале этой недели (хотя Порошенко приказал сделать это еще месяц назад).

Есть ли военные перспективы у антиукраинской борьбы отрядов Стрелкова и других сил самопровозглашенных республик? Желания сдаваться или эвакуироваться в Россию после оставления района Славянска и Краматорска они, как можно судить, не обнаружили, а захват миллионного Донецка в любом случае представляет собой более сложную задачу, чем удержание в 10 раз меньшего по населению Славянска. Что касается Луганска, на окраинах которого уже идут бои, то это тоже крупный по площади город с огромной заброшенной промзоной. Если украинские войска прочно перекроют границы с Россией, сопротивление сил самопровозглашенных республик потеряет военный смысл, как и сопротивление стрелковцев в Славянске. Помешать украинским силам сделать это может только Кремль, но его позиция не ясна.