От редакции: Между информационным молотом и информационной наковальней

Необычный выбор времени для обращения российского президента - в ночь с воскресенья на понедельник - породил множество версий о его возможном адресате. Не так важно, угадал ли кто-нибудь. Важно, что сам факт обращения только вовне или только к России воспринимается как норма.

Информационные картины внутри и снаружи России различаются радикально и довольно давно. Следствием этого становится крайне тесная для политика ситуация: политик, принимающий ключевые решения, оказывается между молотом и наковальней.

Практически каждое существенное действие Кремля, получающее положительный знак внутри страны, получает отрицательный вовне. И наоборот. Введешь войска на территорию соседней страны, Украины, - получишь плюс от общественного мнения внутри страны и минус от мирового. Признаешь связь с боевиками на Украине, выведешь их - получишь плюс от мира и минус внутри страны.

Тотальная информационная поддержка позиций российского руководства со стороны российских государственных СМИ привела к формированию информационного пузыря, который начал подменять собой реальность. У подобной информационной политики есть и плюсы и минусы. С одной стороны, мобилизация населения, заставляющая отойти на второй план внутриполитические проблемы и превращающая оппозицию в пренебрежимо малое меньшинство, увеличивает оперативные возможности власти. С другой - картина мира «для внутреннего пользования» рано или поздно начинает настолько отличаться от реальной, что координации между ними не получается. И в случае необходимости повлиять на мир за пределами информационного пузыря оказывается, что инструментов для такого влияния нет.

Россия и мир в противоходе. Беспрецедентный рост поддержки власти внутри страны с удивительной точностью соответствует росту антипопулярности российской власти за рубежом. Заявления Владимира Путина об отсутствии российских военных в Крыму - при многочисленных доказательствах противоположного - были восприняты в России как удачная военная хитрость и вместе с присоединением Крыма подбросили топлива президентскому рейтингу. В то же время за пределами России эти заявления расценили не как военную хитрость, а как ложь и резко убавили доверие российскому руководству.

Важным и опасным недостатком такой информационной политики оказывается специфическая слепота тех, кто вовлечен в информационную войну. Рассказы государственных СМИ российской аудитории о «зверствах киевской хунты» не помогают обратить весь мир. И когда ситуация вдруг, как это случилось в результате гибели малазийского Boeing, приобретает международный масштаб, отработанные механизмы дают сбой. Распространенное вчера заявление Минобороны о том, что в гибели Boeing может быть виновна украинская армия, пока не уравновесило ситуацию. Следствием этого становится то, что российский президент вынужден самостоятельно разряжать сложившуюся ситуацию в телефонных разговорах с западными лидерами.