Татьяна Лысова: Война, которой нет

В прошлую пятницу министр обороны Сергей Шойгу вручил орден Суворова 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, чаще именуемой Псковской. Судя по словам министра, которые приводит «Российская газета», псковских десантников наградили «за Крым». Сейчас уже и министр, и президент не стесняются рассказывать, что «возвращение Крыма в состав России» произошло с участием регулярной армии, в частности псковских десантников. Но всего несколько месяцев назад эта информация упорно отрицалась, а вооруженные люди в российском обмундировании были названы добровольцами, купившими форму в «Военторге». Сказка эта больше не нужна, на знамени псковских десантников - орден, а «военторг» продолжает свою работу.

Все живы и здоровы, объявил в день награждения генерал Шаманов, реагируя на сообщения с Украины о том, что под Луганском была подбита БМД Псковской дивизии. Спустя два дня под Псковом похоронили двух военнослужащих этой дивизии, погибших при невыясненных обстоятельствах 19-20 августа. Родственники рассказали «Новой газете», что десантники погибли на Украине, под Луганском. А вскоре с их могил сняли и таблички с именами, и фотографии, и венки.

Так ведется «гибридная война», война, которой нет. Военнослужащих отправляют на учения, а оказываются они на территории чужой страны, там, где стреляют. Они не могут стать военнопленными - лишь «пособниками террористов», как это уже случилось с 10 десантниками из Костромы, задержанными на Украине. Вместо посмертных почестей - скорые похороны и могилы без табличек и венков. Спешно почищенные профили в соцсетях, чужие люди, отвечающие по телефону вдовы, что ее муж жив и готов спеть и станцевать. В свидетельствах о смерти «инфаркт» или «инсульт». Папа погиб на учениях в Ростовской области. Он не сражался за Родину. Его не наградили за «не войну». Наградили только дивизию, где он служил.

Говорят, у военных такая судьба, они знали, на что шли, отправляясь служить по контракту и за деньги. Это лукавство: они знали, что должны воевать за свою страну и могут погибнуть как воины - таков их контракт с Родиной. А воевать на чужой войне непонятно за что и погибнуть, если надо, от инфаркта - да, есть и такая работа, бывают, наверное, и такие «контракты». Только под ними подписываются добровольно, не задним числом и не в эшелоне, идущем в Ростов.