Андрей Бабицкий: Власть не отвечает

В России хоронят солдат, которые погибли, может быть, за пределами России, а может быть, и нет. Государственная власть - в лице пресс-секретаря президента - ведет себя так, как будто ее волнует только географический вопрос, а жизнь военных сама по себе не входит в сферу ответственности верховного главнокомандующего. Высказывания официальных лиц сводятся либо к тому, что они не информированы, либо к вопиющему пренебрежению чувствами граждан. В дни, когда его соотечественники пытаются понять, сколько солдат погибло на Украине, Дмитрий Медведев имел сказать только, что неплохо было бы выяснить потери русского населения в Первую мировую войну. Это можно понять единственным образом - как намек, что оценки нынешних потерь придется ждать еще сто лет.

Президент Украины Петр Порошенко собрал экстренное совещание Совета национальной безопасности под тем предлогом, что регулярные части российской армии «фактически вторглись» на территорию соседней страны. Офис российского верховного главнокомандующего не мог прокомментировать эту новость через несколько часов после ее появления. Считается, что смерть солдат, тревога сограждан и соседей касаются Владимира Путина только тогда, когда о них рассказывает государственное телевидение.

Позиция эта была бы цинична и в том случае, если бы речь шла не о солдатах. Даже менеджер кондитерской фабрики должен был бы проявить озабоченность, если бы ему сказали, что его сотрудники, взяв отпуск, едут воевать в составе незаконных вооруженных формирований за границей и кормят террористов шоколадом. Ему пришлось бы позвонить своим работникам, выяснить правду, сделать ее публичной. В случае с регулярной армией, которая то ли воюет, то ли не воюет с соседней страной, этой беспечности не может быть никаких оправданий.

Верховный главнокомандующий должен рассказывать своим солдатам и согражданам, началась ли война, не потому, что увидел какой-нибудь особо неопровержимый ролик в Youtube, а потому, что им предстоит умирать и убивать, терять близких, собственность, сбережения. Президент должен объясняться не перед Советом Безопасности ООН, а в первую очередь перед гражданами России. Перед гражданами Украины тоже было бы неплохо: официально российские власти не ставят своей целью убить как можно больше граждан братской страны, но не считают нужным сообщить им, что скоро начнется стрельба.

Власть не видит смысла в том, чтобы облегчить жизнь миллионам людей. Единственная цель всех последних высказываний, единственная ценность - это оправдание. Точно так же ведут себя люди на скамье подсудимых, понимающие, что все, ими сказанное, может быть использовано против них, подозреваемые, представшие перед международным трибуналом, руководители «Хамас», но не обычные люди, пусть даже занимающие волей судьбы высокое положение.

Когда государственная власть отказывается нести ответственность за действия и потери собственной армии, за все разрушения, причиненные собственными гражданами соседней стране, она перестает быть государственной в глазах собственных граждан и всех соседей.