Кирилл Харатьян: Репрессивные меры не помогут победить наркоманию

«В России у 80% всех умерших [в возрасте от 15 до 34 лет] в крови следы наркотиков». Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

Они умерли, делает из этого утверждения вывод Виктор Иванов, по причине употребления наркотиков. Выглядит жутковато: что же, не пьянство и травмы, а именно наркотики губят российское население?

Можно, правда, предложить и какие-нибудь другие версии. В работе Тамары Сабгайды «Возрастные особенности предотвратимой смертности населения России» (журнал «Социальные аспекты здоровья населения», ноябрь 2013 г.) приводится статистика предотвратимых причин смерти в 2011 г. А наркотики (наряду со злокачественными новообразованиями, инфекционными и паразитарными болезнями, заболеваниями систем кровообращения и т. д.), конечно, относятся к предотвратимым причинам смерти. По данным Сабгайды, доля всех (всех!) предотвратимых причин смерти в возрастной группе 15-39 лет в среднем не выше 75% и даже максимальная доля (мужчины, группа 15-19 лет) этих причин - всего 81,7%. Никак нельзя представить, чтобы рак, травмы и самоубийства унесли всего 1,7% молодых российских жизней.

Возможно, Иванов делает слишком радикальный вывод. 80% - цифра несомненная, раз патологоанатомы обнаружили следы наркотиков в крови. Но не все же умерли от наркотиков!

Эта придирка к словам Иванова не меняет скверной ситуации с наркоманией в России: употребляют, и еще как! Печально, что разного рода ответственные лица, депутаты и чиновники, рассуждая о том, как бы побороться с наркоманией, все время сворачивают в сторону репрессий. Одни предлагают ограничить анонимный оборот электронных денег, другие - поэнергичнее принудительно лечить, третьи - и вовсе сажать наркоманов. Последнее особенно отвратительно: тяжелый наркоман - глубоко больной человек, и сажать его за употребление наркотиков - все равно что сажать диабетика за повышение сахара в крови. Кто-нибудь брезгливо возразит, что наркоман сам виноват в своей болезни. Так и иной диабетик, бывает, нажил себе диабет образом жизни, и иной инфарктник - и что?

Есть злокачественные случаи наркомании, когда человек враз делается безнадежен. Но таких немного, единицы процентов. Остальные - большинство - погружаются в эту пучину оттого, что им нечего делать, точно так же, как пьяницы. Но наркоманом быть сложнее: приобретение отравляющего вещества противозаконно, поэтому сформировавшийся наркоман буквально всю жизнь тратит на добычу ежедневной дозы. Из-за этого он делается социально дезадаптирован.

Ну хорошо, посадило его государство - так на зоне он разве что расширит круг своих контактов и после отсидки ему будет легче добывать дозу. Вряд ли это имеют в виду сторонники уголовного наказания за употребление наркотиков. Социальная реабилитация - вот что требуется, чтобы помочь наркоману отказаться от отравы, но об этом почему-то молчок. Ах, ну да, у нас же бюджетные проблемы! Разве можно тратиться на несчастных торчков, когда страна перевооружается?!