Андрей Панов: Сколько экзаменов по математике будут сдавать выпускники школы?

Со следующего года школьников, сдающих ЕГЭ по математике, ждут серьезные изменения. Теперь у них появляется возможность сдавать разные экзамены. Базовый, т. е. простой, экзамен смогут выбрать школьники, которым для поступления в институт достаточно получить зачет по математике (или вообще не думающие о высшем образовании). Профильный экзамен будут сдавать те ученики, которые собираются в университеты, где балл по математике учитывается при поступлении.

Напомню, что еще в прошлом году все школьники писали одинаковый ЕГЭ, состоявший из 10 простых, пяти сложных и шести очень сложных задач. В результате те, кто не собирался заниматься сопряженной с математикой профессией, оказывались в проигрыше. Им либо приходилось тратить слишком много сил на подготовку к экзамену и пытаться освоить концепции, которые им не особо нужны, либо надо было мириться с заведомо низкой оценкой по 100-балльной шкале, что всегда сильно демотивирует.

Теперь в базовом экзамене будет 20 относительно простых задач. Например, «Сколько налогов заплатит работник с зарплаты в 20 000 руб., если ставка налога составляет 13%?» или «Из каждых 100 лампочек, поступающих в магазин, три неисправны. Какова вероятность, что купленная лампочка окажется неисправной?»

На мой взгляд, раздвоение теста - это очень правильное, хотя, возможно, и запоздалое решение. С самого начала перехода на ЕГЭ для меня главным вопросом было, как можно одним тестом оценить школьников, поступающих в ГИТИС и на мехмат МГУ. Теперь же у нас есть один тест для тех, кто идет в ПТУ или ГИТИС (с точки зрения математики эти категории достаточно близки), и другой - для тех, кому ближе экономфак или физтех.

Еще одно очень важное новшество базового ЕГЭ - включение в тест помимо привычных задач нескольких заданий на практическую математику. Например: «Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. Рост ребенка, толщина бумаги, длина автобусного маршрута и высота жилого дома. 32 км; 30 м; 0,2 мм; 110 см». Другой пример - это диаграмма с данными о длине рек России, по которой надо понять, на каком месте находится Амур.

Именно практической составляющей так не хватало в целом очень достойной советской системе математического образования. Слишком абстрактный подход усложнял курс математики для части школьников, и в результате некоторые очевидные концепции (например, проценты) становились неодолимой преградой. Причем это правило действует не только в школе. Помню, что был поражен, насколько полезнее с практической точки зрения оказался курс статистики бизнес-школы по сравнению с курсом на мехмате.

Надеюсь, что с новым ЕГЭ сначала преподаватели математики, а потом и учебники главной своей задачей будут видеть не «тренировку мозга» школьника, а подготовку его к взрослой жизни. В которой сложно преуспеть, если совсем не умеешь пользоваться численной информацией.