Статья опубликована в № 3702 от 23.10.2014 под заголовком: Аттестат зрелости: Раздвоение ЕГЭ

Андрей Панов: Сколько экзаменов по математике будут сдавать выпускники школы?

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Со следующего года школьников, сдающих ЕГЭ по математике, ждут серьезные изменения. Теперь у них появляется возможность сдавать разные экзамены. Базовый, т. е. простой, экзамен смогут выбрать школьники, которым для поступления в институт достаточно получить зачет по математике (или вообще не думающие о высшем образовании). Профильный экзамен будут сдавать те ученики, которые собираются в университеты, где балл по математике учитывается при поступлении.

Напомню, что еще в прошлом году все школьники писали одинаковый ЕГЭ, состоявший из 10 простых, пяти сложных и шести очень сложных задач. В результате те, кто не собирался заниматься сопряженной с математикой профессией, оказывались в проигрыше. Им либо приходилось тратить слишком много сил на подготовку к экзамену и пытаться освоить концепции, которые им не особо нужны, либо надо было мириться с заведомо низкой оценкой по 100-балльной шкале, что всегда сильно демотивирует.

Теперь в базовом экзамене будет 20 относительно простых задач. Например, «Сколько налогов заплатит работник с зарплаты в 20 000 руб., если ставка налога составляет 13%?» или «Из каждых 100 лампочек, поступающих в магазин, три неисправны. Какова вероятность, что купленная лампочка окажется неисправной?»

На мой взгляд, раздвоение теста - это очень правильное, хотя, возможно, и запоздалое решение. С самого начала перехода на ЕГЭ для меня главным вопросом было, как можно одним тестом оценить школьников, поступающих в ГИТИС и на мехмат МГУ. Теперь же у нас есть один тест для тех, кто идет в ПТУ или ГИТИС (с точки зрения математики эти категории достаточно близки), и другой - для тех, кому ближе экономфак или физтех.

Еще одно очень важное новшество базового ЕГЭ - включение в тест помимо привычных задач нескольких заданий на практическую математику. Например: «Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. Рост ребенка, толщина бумаги, длина автобусного маршрута и высота жилого дома. 32 км; 30 м; 0,2 мм; 110 см». Другой пример - это диаграмма с данными о длине рек России, по которой надо понять, на каком месте находится Амур.

Именно практической составляющей так не хватало в целом очень достойной советской системе математического образования. Слишком абстрактный подход усложнял курс математики для части школьников, и в результате некоторые очевидные концепции (например, проценты) становились неодолимой преградой. Причем это правило действует не только в школе. Помню, что был поражен, насколько полезнее с практической точки зрения оказался курс статистики бизнес-школы по сравнению с курсом на мехмате.

Надеюсь, что с новым ЕГЭ сначала преподаватели математики, а потом и учебники главной своей задачей будут видеть не «тренировку мозга» школьника, а подготовку его к взрослой жизни. В которой сложно преуспеть, если совсем не умеешь пользоваться численной информацией.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more